Театральная компания ЗМ

Пресса

5 апреля 2009

Творчество – дело темное…

Софья Козич | "Золотая Маска" №2/2009



Вы ставите спектакли в самых разных театрах, с разными труппами. Расскажите о вашей работе с актерами БДТ, о спектакле «Дама с собачкой».



Это очень хорошие актеры. Были сложности в освоении материала, его анализа, решений сцены – обычные проблемы, которые всегда существуют, потому что творчество – дело темное. А актеры замечательные: от общения с ними я не испытывал ничего кроме радости.
Нам было ужасно интересно исследовать причины катастрофического разворота такого вроде бы прекрасного чувства – настоящей любви, которую судьба неожиданно подарила обычным людям. Они попали в ее пространство и вырулить из него никак не могут. Ничего сделать не могут, потому что там – своя жизнь, здесь – своя, надо решиться на что-то. Короче говоря, любовь по-чеховски – это катастрофа, беда, неизлечимая болезнь, приносящая много страданий и очень мало радости.
Мы отвечали на один простой вопрос: почему это чувство приносит страдания? Конечно, любовь не трамвай, без ног не оставит, все-таки ходишь на свидания, все нормально, не в инвалидной коляске… Но ведь вместо того чтобы радоваться за героев, мы им сочувствуем. И возникает ощущение, что лучше «не включаться» друг в друга очень сильно, чтобы все было легко: встретились, разошлись, поблагодарили друг друга. Вот так Гуров жил всю свою жизнь и всегда с некоторой тоской вспоминал финалы отношений, когда женщины пытались предъявлять какие-то претензии, - в общем, испорченные финалы. Он никак не мог понять, что с ними происходило. Он никогда никого не любил, а тут его накрыло. Ну а почему все так? Отсюда финал спектакля: у них уже посеребренные головы, а они все спрашивают: «Ну как? Как?». И темнота. Все кончилось. А они все задают друг другу вопрос: «Ну как?» И так всю жизнь.



Есть мнение, что сегодня в авангарде именно психологический театр. А как по-вашему, какой театр сейчас можно назвать авангардным?


Трудный вопрос. Тут нужно приводить какие-то конкретные примеры. Вот что такое «авангард»?



Дословно «впереди войска».



Вот именно. Значит, это самое интересное, что происходит в театре. Я думаю, что в таком случае авангард не есть что-то застывшее. Сегодня ты в авангарде, а завтра – в арьергарде, а впереди кто-то другой. Сегодня это может быть режиссер, который ставит очень строгие спектакли в традиционной манере, а завтра – человек, который вдруг перевернет все представления о традиционном театре. Я думаю, что тут вопрос в том, удачен ли твой очередной спектакль или нет. Если он удачен – ты в авангарде, если нет – арьергарде.



Кто для вас идеальный зритель?



Он сочувствует твоим жалким попыткам что-то такое сделать в этой жизни.


оригинальный адрес статьи