Театральная компания ЗМ

Пресса

10 апреля 2009

Маленькая немецкая трагедия

Анастасия Мордвинова | "Золотая Маска" №3/2009

Одной из последних работ Владимира Золотаря на посту главрежа алтайской драмы стал спектакль по трагедии Георга Бюхнера "Войцек".

Жанр спектакля "маленькая немецкая трагедия". Такое определение в соотнесении с масштабом трагедии выглядит, как минимум, ироничным, тем более что по природе «Войцек» спектакль эксцентричный, провоцирующий зрителя на мысли о своём месте в этой солдатской "системе". Эта провокация - сознательный шаг творцов спектакля, но у зрителей «Войцека» остаётся свобода выбора: искать себя среди персонажей, или "ужасаться" отстранённо.
Ужасаться есть чему. Действие происходит в особом мире - в мире военных. Здесь даже священник - гарнизонный. Герои существуют в условиях постоянной нищеты, пьянства и разврата, бесконечных унижений и грязи. Мир, изображенный Золотарём, - жутковатый, завораживающий, театральный, жестокий…

В основе пластического решения лежит контактная импровизация, так что невозможно найти границу между работой балетмейстера (Ирины Ткаченко) и инициативой актёров в реальном времени. Это не отдельные номера или трюки, а почти способ существования актёров.

Монохромное пространство спектакля нарушается дважды: первый раз по глазам ударяет красный подклад балахона странной старухи, которая появляется вдруг, завораживает детей страшной сказкой и исчезает таинственно (метафора смерти?). Второй раз - голубая материя водоворота, в котором, по воле постановщиков, исчезает Войцек в финале спектакля. Вопиюще голубая, спорящая с общей гаммой настолько, что остаётся предположить, что это цвет не воды, а, если хотите, цвет девы Марии.

И, действительно, разрешение всех проблем Войцек находит в смерти. Смерть, естественно, не искупает грехи, не отменяет их, не очищает души героев. Смерть здесь - единственный способ прекратить череду этих грехов.

Войцек (Александр Хряков) - герой послушный, кроткий, но подчиняющийся не Богу, а системе. Он соответственно не праведник, а исполнительный солдат, поэтому его выбор понятен. Всё логично и просто: если бога нет, убить Марию (Наталья Макарова) и себя - отличный способ покончить со "злом".

Человеческое общество, возводящее в культ потребности и желания человека, приобретает черты мира фауны. Как результат - женщина, готовая переступить за черту ради того, чтоб порадовать себя золотыми серьгами. Срабатывает "эффект платка Дездемоны". Это золото, доставшееся Марии от Тамбурмажора, становится причиной для подозрений в измене.

"Пинки" судьбы только стимулируют их к жизни, оттого герои выглядят смирившимися, приспособившимися к такому положению дел. Ушедшие так далеко от морали, они будто договорились между собой о новых правилах жизни. Блуд и пьянство, например, - не порок, а свободный выбор человека. А вот ребёнок, рождённый без благословения церкви, - это грех настоящий, полноценный, потому что так сказал священник.

Бога здесь нет, может быть, поэтому в пространстве почти нет вертикалей, их отсутствие показывает, что эти люди добровольно лишают себя связи с Богом. Основные элементы сценографии - гора солдатских шинелей, "кишащих" под ногами героев, и огромное балаганное колесо.

Колесо – модель Земли, которая, по мнению Капитана, напрасно тратит время, крутясь вокруг своей оси. В то же время оно, совершая свои бесполезные действия, отрицает солдатские понятия о времени. Только что Капитан говорил о необходимости рассчитывать время рационально, подсчитывал количество минут и секунд в жизни, и вдруг, в противовес этим словам, перед зрителями возникает завораживающая картина: двое (Мария и Войцек) замерли на фоне огромного серого неба, а над ними деревянное колесо совершает несколько медленных кругов – одна из самых красивых мизансцен спектакля.





оригинальный адрес статьи