Театральная компания ЗМ

Пресса

7 апреля 2009

“Силы потайные” движут миром

Екатерина Кретова | Московский комсомолец

Фестиваль “Золотая маска” представил московским зрителям несколько оперных спектаклей: “Александр Македонский” Владимира Кобекина (Театр оперы и балеты Республики Саха), “Человеческий голос” Пуленка (фонд “Русское исполнительское искусство”) и “Золушка” Россини питерского “Зазеркалья”. И хотя с уверенностью можно сказать, что ни один из представленных спектаклей не получит “Маску” в номинации “Лучший спектакль”, каждый из них по-своему интересен.

“Александр Македонский” интересен как типичный образец оперного творчества екатеринбургского композитора Владимира Кобекина, которого с упорством и успехом лоббируют “силы потайные”, имеющие влияние в нашем музыкальном театре. Политкорректность притормаживает критический анализ зрелища, представленного театром Республики Саха: в конце концов, люди приехали из якутских земель; и сам факт того, что у них есть настоящий музыкальный театр с сильной оперной и балетной труппой, заслуживает огромного уважения. Что же до музыки Кобекина, то она, как обычно, неинтересна, невыразительна, интонационно безлика. Кажется, что композитор, вот уже десятый год живущий в XXI веке, оглох где-то в начале прошлого столетия, и последнее, что на него повлияло, — впечатления от языковых открытий Мусоргского и ритмических находок раннего Стравинского. Почему при этом именно Кобекин вот уже второй раз становится номинантом “Маски”? То ли вышеупомянутые “силы потайные” хорошо работают, то ли современной русской опере кирдык…

“Человеческий голос”, поставленный фондом “Русское исполнительское искусство”, был показан в Доме музыки. Гениальная моноопера Пуленка, в которой выразительность и красота музыки сочетается с пронзительным психологизмом пьесы Жана Кокто, остросовременна и сегодня, спустя полвека после ее создания. Постановщики спектакля — режиссер Юрий Ардашев и художник Владимир Ковальчук — стремились усилить эту “современность”, выведя действие в плоскость актуального искусства: героиня в красном трико поет, выделывая гимнастические колена с помощью спортивного снаряда. Помогало ли это зрительскому восприятию? “Человеческий голос” — пример полной самодостаточности музыкального ряда, который не нуждается в поддержке и которому ничто не может помешать (кроме плохого исполнения). А исполнение как раз было хорошим. Молодая певица Ольга Балашова обладает замечательным голосом, владеет отличным французским языком и, что главное, наделена особой интонацией, в которой оперный вокал органично синтезирован с драматической подачей текста. Через десять минут после начала спектакля у певицы выключился микрофон. Балашова, не впадая в панику, перестроила акустическую динамику собственного вокала и допела партию без электронного усиления, практически без потерь. Дирижер Паоло Вальери очень помог певице, на ходу заново выстроив баланс звучания Московского молодежного камерного оркестра, который в очередной раз демонстрирует высокий профессионализм и какой-то особый юношеский энтузиазм.

На этом фоне откровенно шокировала реакция на спектакль членов жюри Аллы Сигаловой и Алексея Гориболя, которые, видимо, так куда-то торопились, что, едва дождавшись последних аккордов, неинтеллигентно устремились вон из зала.

Наконец, “Золушка” в постановке санкт-петербургского театра “Зазеркалье” произвела самое приятное впечатление. Поставленная режиссером Александром Петровым как настоящая комедия, без всяких там “смыслов” и “прочтений”, она полна юмора, забавных актерских этюдов, симпатичных режиссерских “приколов”. Постановщики прибегли к прекрасному приему: речитативы — на русском языке, арии, как положено, на итальянском. Великолепное пение двух главных героев, в полной мере владеющих сложной вокальной техникой бель канто, Юлии Неженцевой (Золушка) и Станислава Леонтьева (Дон Рамиро), дополнило картину: перед нами — настоящая итальянская комическая опера. Не больше. Но и не меньше.



оригинальный адрес статьи