Пресса

11 марта 2009

Абонент временно доступен

Ян Смирницкий | Московский комсомолец


Моноопера Пуленка «Человеческий голос» обещает взорвать «Золотую Маску»


…Её оставил любимый, их последний телефонный разговор. Но есть ли кто на том конце провода — загадка. По проводам бежит ее нутро — рваные раны отвергнутой женщины, коей нет дороги ни в утешение, ни в сумасшествие. Она на сцене одна, как есть, обнаженная, в этой странной парижской квартире… В Доме музыки покажут самую изумительную и редко играемую оперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» — для единственного персонажа с оркестром. Попробуй одна, с глупой трубкой удержать зал. Зал, как бы подслушивающий интимнейший диалог-исповедь, в котором каждая нота-фраза резко разит в самое сердце.

«Человеческий голос» — поистине, путевка на Большую сцену. Опера-феномен, опера-уникум, написанная Пуленком в 1958-м на лит-основу монодрамы Жана Кокто. Партия единственной героини, ведущей «неслышимый диалог» с воображаемым партнером – еще недавно самым близким ей человеком – необычайно сложна: в одном голосе – тысячи нюансов, интонаций, все оттенки страдания, без литературщины и ухода в кривляние, – а то кто сегодня не умеет этак пост- или нео-цинично пострадать на сцене? Дай только волю… Но – нет. В «…Голосе» сразу слышна любая фальшь, простота музыки ее только отточит. Именно поэтому каждая премьера последней оперы Пуленка становится грандиозным событием в мире. Вспомнить только о знаменитых «Голосах» Марии Каллас и Галины Вишневской.

В нашем случае в рамках фестиваля «Золотая маска» на сцену Дома музыки выйдет молодая певица-сопрано Ольга Балашова, ответившая перед спектаклем на пару вопросов.

— Ольга, насколько сложно было работать на таком уникальном материале?

— Можно ответить совсем коротко: «Человеческий голос» настолько труден и легок, насколько трудна и легка сама жизнь. На всем ее протяжении мы встречаем людей, события, явления, которые не бывают случайными, они вплетаются в нашу жизнь. И Пуленк, и Жан Кокто – такая же встреча. Этих людей уже нет на свете, но их голоса до сих пор бегут по никому неведомым проводам в души людей. Весь этот поток информации оплетает нас, как телефонные провода. В спектакле руки мадам оплетают ее тело, делая ее участницей какой-то сумасшедшей игры жизни. Мне довелось побродить по свету и встретиться с великими служителями искусства, жить в Италии и учиться у мастеров бельканто, учиться в школе при театре классического балета и модерна при театре Ла-Скала, овладевать мастерством кукловождения во Франции и России. Безусловно, все эти «университеты» помогают мне использовать по максимуму весь набор выразительных средств в работе над образами моих героинь.



– Но зная, что эту партию пели такие великие певицы, как Денис Дюваль, Галина Вишневская, Мария Каллас…

– Да, очень трудно найти свое прочтение этой роли. Я долго искала и по сей день ищу варианты и детали сценического и вокального воплощения внутреннего мира моей героини, передачи всей силы драматизма ее переживаний, одержима желанием зажечь сердца зрителей, вовлечь их во все перипетии метаний человеческой души в момент крайнего отчаяния и заставить задуматься над правильностью конечного выбора способа выхода из сложнейших жизненных ситуаций, которые случаются в жизни каждого из нас.

Стоит отметить, что «Человеческий голос» номинирован на «Маску» как «Лучшая опера» и «Лучшая женская роль». Постановщиком выступил Юрий Ардашев (актер и режиссер театра на Таганке), солистке «аккомпанирует» Московский молодежный камерный оркестр (за дирижерским пультом – Паоло Вальери, Италия). Темная сцена, прожектор ловит одинокую фигуру… Ардашев решил использовать пластические возможности «хрупкой и угловатой» певицы и придумал особую танцевальную партитуру спектакля, словно бы обрамляющую голос и музыку. Ну а музыка… «Я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь непосредственно, была бы столь просто выражена и достигала бы цели с такой безошибочностью», — писал один из современников Пуленка, французский композитор Дариус Мийо.




оригинальный адрес статьи