Театральная компания ЗМ

Пресса

Что покажет "Маска"

Марина Шимадина | Коммерсант. Власть

Перемещенные ценности

С 24 марта по 10 апреля в Москве пройдет театральный фестиваль национальной премии "Золотая маска". На конкурс съедутся лучшие спектакли со всей России, а вот внеконкурсных гастролей будет меньше, чем обычно.




"Золотая маска" отдыхает от прошлогодних юбилейных торжеств (в 2004-м ей исполнилось десять лет). В этом году масштабной гастрольной программы не будет -- вне конкурса был показан лишь предваряющий фестиваль легендарный спектакль петербургского МДТ "Братья и сестры", которому в этом году исполняется 20 лет. Это своего рода эталон для жюри. Имена победителей нынешнего конкурса будут объявлены 11 апреля на сцене Театра имени Моссовета.


В опере лучше всего перспективы у Большого театра: в конкурсе участвуют сразу два его спектакля -- "Макбет" Верди в постановке Эймунтаса Някрошюса и "Летучий голландец" Вагнера в постановке Петера Конвичного. Но у Большого в этом году есть серьезный конкурент, и не из Петербурга, как можно было бы подумать, а из Новосибирска. "Аида" Верди в постановке молодого режиссера Дмитрия Чернякова будет показана на сцене Кремлевского дворца съездов и обещает стать гвоздем фестиваля. Транспортировка многотонных декораций и 460 артистов обойдется организаторам в 12 млн руб. (при общем фестивальном бюджете в 80 млн руб.).


В балете, как обычно, соревнуются Большой и Мариинский. Каждый в прошлом сезоне совершил по мини-революции: петербуржцы первыми перенесли на российскую сцену спектакли американца-радикала Уильяма Форсайта, а москвичи доверились английскому драматическому режиссеру Деклану Доннеллану, который вместе с молдавским хореографом Раду Поклитару поставил новую версию "Ромео и Джульетты" -- самую эпатажную в истории нашего балетного театра. Рядом с этими полюсами в конкурсе представлены мариинское "Приношение Баланчину" и московская "Магриттомания". В битву вступит и Пермь со своей версией баланчинской "Серенады" на музыку Чайковского.


В области драмы в этом году представлено больше всего постановок Театра под руководством Олега Табакова, и все благодаря режиссеру Миндаугасу Карбаускису. В список номинантов попали сразу два его спектакля: "Когда я умирала" и "Дядя Ваня". Табаковский МХТ выставил "Мещан" в постановке Кирилла Серебренникова. На фоне внушительных достижений этого крупного театрального хозяйства Олега Табакова успехи других коллективов выглядят скромно. Из сотни столичных премьер прошлого сезона в номинантах "Маски" всего два спектакля большой формы -- сатириконовский "Ричард III" в постановке Юрия Бутусова и "Скрипка Ротшильда" Камы Гинкаса -- и два малой -- "Лестничная клетка" театра "Около дома Станиславского" и "Правила поведения в современном обществе" Молодежного театра. Из Петербурга приедут только две премьеры: Театр имени Комиссаржевской выдвинут за постановку Александра Морфова "Дон Жуан", а театр "Приют комедианта" -- за спектакль авангардиста Андрея Могучего "PRO Турандот".


Провинциальный театр представлен в основном уже хорошо знакомыми зрителям "Маски" коллективами. Очень интересны постановки якутского Саха-театра имени Платона Ойунского и Омского театра драмы, которые в этом году взялись за Эжена Ионеско: первый поставил абсурдистского "Макбета", а второй -- драму "Король умирает". Дебютантом фестиваля будет Тильзит-театр из города Советска. Правда, выдвинутые на соискание премии "Три сестры" были поставлены там отнюдь не новичком в премиальных гонках Евгением Марчелли.


Любопытно, что все номинированные спектакли поставлены по классическим произведениям. Исключение составляет лишь "Лестничная клетка" Людмилы Петрушевской, но и она написана четверть века назад. В целом "Золотая маска" в этом году выглядит солидно и предсказуемо, как и полагается главной национальной премии, отметившей десятилетний юбилей.


оригинальный адрес статьи