Театральная компания ЗМ

Пресса

17 апреля 2009

Кого-то выбрали, кого-то наградят

Анна Гордеева | Время новостей

Показом двух спектаклей екатеринбургского «Эксцентрик-балета» завершилась демонстрация спектаклей современного танца на «Золотой маске». Их и было-то всего четыре: Luftmangel московской группы «Онэ цукер», «Хури-хури» екатеринбургского театра «Киплинг» (столица Урала выдает танцтруппы в промышленных количествах) и вот наконец «Глиняный ветер» и «Маленькие истории, рассказанные другу».


Luftmangel, в котором господа артисты занялись исследованием распада движения и колотились в утомительных судорогах, был показан на декабрьском фестивале «Цех». Тогда же московская публика увидела впервые и «Хури-хури», негромкое, но славное сочинение Натальи Левченко, утверждающей, что в каждой женской работе по дому есть немножко ведьмовства (тогда же, после «Цеха», я об этих спектаклях и рассказывала). Теперь жюри предстоит выбирать победителей -- выбор будет объявлен в субботу.


Итак, пластическая истерика Luftmangel, скромное обаяние домашней магии от «Киплингов» и... лирические монологи бомжа в постановке Сергея Смирнова, худрука «Эксцентрик-балета».


Два произведения объединены одним лирическим героев - выбритым наголо персонажем с затравленным взглядом, вжатой в плечи головой и вспышками немотивированной агрессии. В первой композиции («Глиняный ветер») бомж спит, сжавшись в центре сцены. Ему снятся сны о чем-то прекрасном - прекрасное воплощают толпы девушек и молодых людей, пересекающих сцену в профильных позах (этакая отсылка к нимфам из «Послеполуденного отдыха фавна»; намек на то, что это не просто бомж, но бывший интеллигентный человек). Меж тем рядом с героем снуют блохи и ползает другая неприятная живность; в динамиках что-то скрежещет; сострадание из зрителей просто выдавливается, и, естественно, возникает чувство сопротивления - да не жалко мне его. Ну, работать бы пошел. Здоровый человек, еще молодой, сильный.


Во второй одноактовке («Маленькие истории, рассказанные другу») сделана попытка нарисовать судьбу того же героя с юмором. Выясняется, что причина проблем персонажа - душевное заболевание. Потому юмор здесь несколько специфический. У героя страсть к футбольному мячу, причем он предпочитает не играть, а просто мять его в руках. Ничто не может отвлечь героя от этого предмета -- ни соблазнительные служительницы любви, ни страхолюдная, но верная подруга. С точки зрения собственно хореографии «Маленькие истории» не богаче «Глиняного ветра» - и там, и там все построено на трех движениях. Но если в «Ветре» движения взяты у Нижинского, то в «Историях» - с дискотеки в Усть-Урюпинске. То есть дилогия выстроена по железным коммерческим законам: нельзя все время «грузить» зрителя, надо дать ему и отдохнуть, глядючи на бойкие танцы душевнобольных.


В этом году «музыкальные» эксперты «Золотой маски», видимо, настолько замучались с просмотром и обсуждением балетных и оперных спектаклей, что шорт-лист contemporary dance соорудили в последнюю минуту, особо не задумываясь, - надо же, чтобы хоть что-нибудь в списке было. Иначе не объяснишь, почему на «Маске» нет по крайней мере трех отличных спектаклей прошлого сезона, но есть эти вот сочинения Сергея Смирнова. Подобные нелепости - результат не злого умысла, но равнодушия: как правило, сражения в экспертном совете идут за оперу и балет, а на современный танец всем наплевать («а, все равно убогие» - с точки зрения «классических» людей). Вот и выносится на вершины бог знает что. Ориентированная на классику публика смотрит на фестивале и думает: ну правда, убогие. А о том, что это ее обделили, не показав действительно лучших вещей, и не подозревает.


оригинальный адрес статьи