Театральная компания ЗМ

Пресса

17 апреля 2009

Нина Чусова: "Театр глубже политических игр"

Софья Петриченко | "Золотая Маска" №4/2009

Исторический мюзикл – не столь частое явление для российской сцены, расскажите, как зародился замысел этого историко-эпического проекта? Какой материал послужил основой для спектакля?


Семь лет назад композитор Сергей Дрезнин и поэт Александр Анно решили написать эпический мюзикл и именно про Екатерину Великую, так как Сергей сейчас живет в Париже и ему показалось интересным рассмотреть жизненный путь Екатерины – немецкой принцессы ставшей Великой Российской Императрицей. Когда либретто и музыка были готовы, ои стали искать режиссера, кто мог бы воплотить их дерзкий замысел, и как-то все дороги привели их ко мне (странно,но почему-то именно меня им советовали самые разные люди и в России и за границей). Я благодарна авторам, что они подарили мне такую замечательную работу. Это действительно какая-то новая ступень в моем творчестве, ведь в этом спектакле занято около ста человек : хор, балет, оркестр,и, конечно же солисты, ансамбли. И все несут на себе важнейшие функции. Я чувствовала себя настоящим полководцем на репетициях. Наверное успех мюзикла еще и обусловлен тем, что народ истосковался по историческому материалу, зрители хотят видеть великие страсти на сцене, видимо все устали от нелегкого быта и ежедневных проблем. По-этому хотелось сделать настоящее красивое патриотическое зрелище, заражающее зрителей позитивными эмоциями. Либретто и стихи написано замечательными Михаилом Рощиным и Александром Анно, ни одного не нужного слова, совершенно удивительные стихи – работать с таким материалом огромное удовольствие.




Почему свое сценическое воплощение «Екатерина II» нашла именно в Екатеринбурге, ирония судьбы?



На самом деле, в самом начале нашего пути постановка планировалась в Москве и в роли Екатерины Великой должна была блистать Елена Образцова. С ней уже были достигнуты все договоренности, материал ей понравился. Но, как обычно бывает, в тот момент. Когда уже надо было приступать к работе, спонсорые нам отказали в финансировании. Потом были еще попытки, еще и еще. Я даже успела родить двоих детей. И вот, наконец, директор Свердловского театра музкомедии Михаил Сафронов встретился с композитором в Париже, СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО, И Сергей увлек его. А дальше…мы все оказались в Екатеринбурге. И сейчас я даже не представляю, что все могло бы быть иначе. Замечательный, сильнейший театр в России.



В чем, на ваш взгляд, актуальность этой постановки для сегодняшней аудитории?


Знаете есть поговорка, если мы будем знать прошлое – мы будем знать будущее. И, наконец-то, пришло время обратиться к своей истории, проанализировать, прочувствовать те или иные события, сделать выводы. Ведь появление тех или иных личностей на исторической сцене не случайно. Сейчас как раз время строительства новой жизни, кризис не только на финансовых рынках, но и у нас в головах, Все истинные человеческие ценности подменены фальшивыми, заметьте, что и исторические события нам преподносят то так, то эдак, почти каждый год переписывают учебники по истории в школах. Как тут разобраться – где правда, где ложь – только читать, анализировать, пытатьс прожить самому то или иное событие, я уверена, что от этого будет много пользу – мы научимся чувствовать правду. Конечно, наша «Екатерина» не исторична, это миф, который содали мы авторы, но мы действительно пытались понять ее, как женщину у власти, что власть дает человеку, что отнимает, где кончается человеческое на пути к власти. И работа над этим материалом изменила и мой взгляд на историю вообще. Она стала ближе мне и не просто набором фактов, а цепью закономерностей, которая непрерывна и по сей день. И то, что это волнует современную аудиторию очевидно – залы переполнены и основная масса зрителей – молодые люди.


Не хотели бы Вы поставить спектакль о власти 2000-х, о тех героях, которые выходят на политическую авансцену сегодня?



Вы знаете, все что происходит сейчас это старые сценарии на новый лад. По-этому можно говорить о 19 веке, а подразумевать сегодняшний день и наоборот. К сожалению, иерархические системы настоящего времени может быть более изощренны, но в принципе мало чем отличаются от древнеегипетской системы. И потом, на исторические события всегда интереснее смотреть сквозь призму времени.



Как соотносятся политика и театр, по вашему мнению? Не является ли театральность родовым пятном политики?


Я хочу сказать, что наш спектакль не политический. Это спектакль-размышление о власти. Что это такое, какие жертвы требует власть. А политика сама по себе для меня всего лишь ролевые игры, за которыми более глобальные интересы. По-этому серьезно относится к политике, как к чему-то законченному, вне исторического процесса, просто неинтересно. Театр глубже политических игр, он может разбудить в душах людей такие чувства осознания себя в этом мире, не как марионетки, а как Человека с большой буквы, который реально вовлечен в исторический процесс, от которого зависит многое, и прежде всего судьба своя и своего государства, да и мира в целом. А политика на такое не способна.












оригинальный адрес статьи