Театральная компания ЗМ

Пресса

25 марта 2009

Комета Гиллем

Александр Фирер | Вечерняя Москва

Набирает обороты «Золотая маска». Балетоманы бок о бок с балетными примами и премьерами дружно приобщились к таинству, творимому на сцене великой, дерзкой, совершенной и восхитительно сегодняшней Сильви Гиллем.


“Золотая маска” привезла в Москву самую знаменитую балерину мира. Потрясающая француженка Сильви Гиллем впервые выступила в Москве в рамках программы “Легендарные спектакли и имена ХХ века”. В МХТ имени Чехова она танцевала в спектакле Рассела Малифанта Push, собравшего четыре престижные награды Великобритании. Успех был оглушительный! Приезд Гиллем подобен чуду, ниспосланному свыше в бренный мир наших подмостков. Балет в России до сих пор в лидерах, но балерины такого уровня, как Гиллем, у нас нет.


Уже 20 лет под влиянием ее личности находится весь балетный мир. Она, запущенная на звездную орбиту Рудольфом Нуреевым в Парижской опере, задала новые оси координат в балете ХХI века. Получив в 19 лет звание этуали, в 23 года Гиллем ушла из Парижской оперы в Королевский балет Великобритании, где получила статус приглашенной звезды и свободу личных гастролей. Она сама выбирает хореографов и танцовщиков и смело берется за эксперименты.

Ее тело совершенно. Физические данные сверхъестественны. Стопы Сильви сводят балетоманов с ума, а ее сияющая улыбка обезоруживает.


Она современна до кончиков ногтей. Наделена даром осмысленности каждого жеста и превращает любые гимнастические трюки в предмет искусства.


Ее встреча с модным хореографом Расселом Малифантом – новый вызов. Соблазненная работой с англичанином, за плечами которого школа Королевского балета Великобритании, Гиллем сделала с ним прекрасную программу Push из четырех миниатюр на музыку Карлоса Монтойя, Эдди Коутона и Ширли Томпсон.


Первый монолог Гиллем шел под темпераментное журчание испанской гитары. Ее танец лишен привычных клише фламенко с экстатическим перебором ног, кастаньетным цокотом кистей и испепеляющим взглядом. Одетая в белый кружевной костюм, она то замирала в музыке, а то длила ее в крылатых движениях рук.


Ноги аккомпанировали, а тело зримо источало чувственность. Затем бритый наголо Малифант в своей психологической исповеди будто вытягивал из глубин своего подсознания сокровенные тайны. Завершало первое отделение знаменитое соло Сильви Гиллем под названием Two – редкое двуединство музыки и танца. Уникальные ноги балерины “безмолвствуют”, в то время как руки красноречивы, а их жесты гипнотизируют. Каждый взмах руки или просто движение кисти оставляют за собой видимый след, как хвост кометы. Гиллем напоминает факел, в котором языки пламени – экстатика трепещущих пассов. Будто жрица танца, она погружена в себя, сосредоточенна, и, кажется, только она одна знает секреты этой ворожбы.


В последующем дуэте с Малифантом “умные” ноги Гиллем берут “реванш” в сильных руках партнера. Она танцует точно, и ее изумительные стопы прочерчивают идеальные геометрические траектории.


Гиллем, словно “в омут с головой”, одержимо ныряет в накатывающиеся волны высоких поддержек. Партнер ловко помогает балерине оказаться у себя на плече, на спине, на груди или на вытянутых руках. Это напоминает движение облаков, непредсказуемо меняющих свои очертания.


Медитативный дуэт тягуч, как река времени и как вечный космос.


оригинальный адрес статьи