20 апреля 2009

Премии разобрали две столицы

Ольга Романцова | Газета

В субботу в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко прошла церемония награждения главной театральной премией России «Золотая маска». 15-ю церемонию на этот раз решили провести в обновленном формате. Организаторы разделили награждение лауреатов премии и торжество.

Лауреаты получили премии утром в атриуме театра в узком кругу: на награждение позвали только номинантов и прессу. А ставшую привычной торжественную церемонию с оперой «Золотое», сочиненной композитором Александром Маноцковым специально к 15-летию «Золотой маски», перенесли на вечер.

Утренняя часть церемонии была гораздо более напряженной и шла под аккомпанемент ударных инструментов. Драматические театры из провинции в нынешнем году оказались аутсайдерами. Только одну «Маску» - спецприз жюри за дуэт в спектакле «Войцек» - получили Наталья Макарова и Александр Хряков из Алтайского краевого театра драмы имени В.М. Шукшина в Барнауле. Все остальные призы по праву достались столичным коллективам.

Лучшими в драме признаны «Чайка» Александринского театра (спектакль большой формы) и «Битва жизни» московской «Студии театрального искусства» (спектакль малой формы). Александринка увезла в Петербург еще две «Маски» - за «Женитьбу». Ее постановщик Валерий Фокин стал лучшим режиссером драмы, а сценограф этого спектакля Александр Боровский - лауреатом за лучшую работу художника в драме.

Премии за лучшую мужскую и женскую роли получили Олег Басилашвили, сыгравший Князя К. в спектакле санкт-петербургского Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова «Дядюшкин сон» и Полина Агуреева за роль Ларисы в «Бесприданнице», поставленной в "Мастерской Петра Фоменко".

Работы участников фестиваля оценивают два жюри: одно - по драматическим и кукольным театрам, другое - по музыкальным. Председатель первого из них, театровед, ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина и завкафедрой истории театра России РАТИ (ГИТИСа) Борис Любимов сказал корреспонденту «Газеты», что он не дал бы «Золотую маску» очень многим из тех, кто получил ее в нынешнем году: «Театр сегодня настолько неоднороден, что жюри пришлось сравнивать абсолютно разные спектакли - к примеру, «Берег Утопии» и «Женитьбу». Один спектакль - публицистический, исторический. Другой построен на необычной игре с текстом Гоголя. Я слежу за тем, что происходит в театре, литературе и отечественном кинематографе и считаю, что искусство первого десятилетия ХХ века, несмотря на отдельные достижения, по общему уровню гораздо ниже, чем было в 60-х, 70-х и даже отчасти в 80-х годах. Мне кажется, что «Золотой маске» лучше было бы работать по принципу Авиньонского фестиваля, где никто никого не награждает. Сейчас «Маска» гораздо важнее театрам из провинции, чем из Москвы или Петербурга. Хотя просто приехать в столицу и стать номинантом фестиваля для периферийного театра - большая честь».

Большинство «Масок» увезли в Петербург и музыкальные театры. Исключением стал приз за лучшую работу режиссера в опере, который Григорий Исаакян получил за оригинальную постановку «Орфея» Монтеверди в Пермском академическом театре имени П.И. Чайковского. Приз за лучший спектакль и лучшую работу дирижера получила опера Россини «Золушка» санкт-петербургского музыкального театра «Зазеркалье» и дирижер этой оперы Павел Бубельников. Лучшим композитором признан Родион Щедрин, автор оперы «Очарованный странник», поставленной в академическом Мариинском театре.

«Золотая маска» остается одним из немногих в России фестивалей, который поддерживает серьезную музыку, - сказал корреспонденту «Газеты» Родион Щедрин. - Мне кажется, что любовь к серьезной музыке определяет культуру нации. Именно она развивает сознание человека, а не попса. Временами мне становится тошно от необходимости принудительно ее слушать в аэропортах, на вокзалах, в ресторанах и магазинах».

В одну из столиц, а именно в северную, отправилось и большинство «Масок» из номинации "Куклы". А приз критиков впервые за много лет получил не драматический спектакль, а балет «Диана Вишнева. Красота в движении» (российско-американский проект Сергея Даниляна). Он собрал половину призов в номинации «Балет / Современный танец»: Вишневу наградили за лучшую женскую роль, а балет - как лучший спектакль своего рода.

На торжественный вечер помимо маноцковской оперы пришлось награждение в трех оставшихся номинациях. Премию «За честь и достоинство» получили критик и историк театра Инна Соловьева и главный режиссер нижегородского театра «Комедiя» Семен Лерман, «За поддержку театрального искусства России» - губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Александр Филиппенко и издательский дом «Коммерсантъ», а «За лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2008 году» - чеховский «Иванов» венгерского Театра имени Йожефа Катоны.

Олег Басилашвили, народный артист СССР:
"Мы не одиноки в своей работе"

«Золотая маска» сплачивает артистов, она дает нам понять, что мы не одиноки в своей работе. Кто-то ее ждет, кто-то судит и кто-то помимо зрителей обратит на нее внимание. Работая над ролью или над спектаклем, понимаешь, что его придут смотреть люди, которые оценивают эту работу как профессионалы, и перед ними нельзя ударить в грязь лицом. Когда были живы Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов и многие другие режиссеры, они своими спектаклями задавали планку, ниже которой никому не хотелось опускаться. На мой взгляд, сейчас эту планку устанавливает «Золотая маска».

Полина Агуреева, лауреат «Золотой маски» в номинации «Лучшая женская роль»:
"Решение жюри всегда очень субъективно"

Конечно, такая театральная премия нужна. Хотя мне кажется, что решение жюри всегда очень субъективно, и вряд ли кто-то будет принимать его как истину в последней инстанции. Возможно, я скажу крамольное, но после получения «Золотой маски» в моей жизни вряд ли что-то изменится. Это просто приятно, не более того. Я по-прежнему работаю над ролью Ларисы в «Бесприданнице» и буду продолжать эту работу.



оригинальный адрес статьи

Пресса