Театральная компания ЗМ

Пресса

20 апреля 2009

Яичко не простое, а золотое

Марина Гайкович, Наталия Звенигородская, Григорий Заславский | Независимая газета

Церемония закрытия фестиваля «Золотая маска» в этом году проходила в двух частях. Днем в атриуме Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко объявили лауреатов. Сама процедура вручения премий проходила под мистическое звучание ударных инструментов (за музыкальное сопровождение отвечал композитор Александр Маноцков). Лауреаты получали заветные маски из рук Майи Плисецкой (ее зал приветствовал стоя), Резо Габриадзе, Константина Райкина, Ульяны Лопаткиной.



Золотую маску за лучший спектакль в оперетте получил драматический театр – МХТ за «Конька-Горбунка». С сожалением Максим Дунаевский констатировал этот факт: музыкальные театры в этом году не порадовали по-настоящему качественной продукцией.



Не нашлось даже яркого героя – премию за лучшую мужскую роль жюри решило не присуждать. Лауреатом фестиваля в номинации «Лучшая женская роль» стала Мария Виненкова – исполнительница роли Фике в мюзикле «Екатерина Великая» (Свердловский театр музыкальной комедии). За создание костюмов для этого же спектакля был отмечен Павел Каплевич. Лучшим режиссером тем не менее стала не Нина Чусова («Екатерина Великая»), а Гали Абайдулов. А лучшим дирижером – Эхтибар Ахмедов, оба – члены команды Новосибирского музыкального театра (мюзикл «Гадюка»).



Опера в этом году в принципе не отличилась событийными спектаклями, поэтому жюри пошло по пути наименьшего сопротивления. Лучшим спектаклем признана «Золушка» санкт-петербургского театра «Зазеркалье» – милый комический спектакль, не вызвавший ни резкой критики, ни, впрочем, бурного восторга. Режиссеру самого вызывающего спектакля (некоторые зрители не смогли остаться в зале, после того как мимо проехало несколько каталок с трупами) – Георгию Исаакяну – досталась маска за постановку оперы «Орфей» Монтеверди (Пермский театр оперы и балета), за работу над этим спектаклем получил маску и немецкий художник Эрнст Гейдебрехт. Лучшей исполнительницей женской партии совершенно справедливо признана солистка Мариинского театра Кристина Капустинская (Груша в «Очарованном страннике» Щедрина). Спектакль Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Майская ночь, или Утопленница» получил маску в номинации «Работа художника», лауреатом стал Ильдар Бедердинов. Вручение премии Павлу Бубельникову как лучшему дирижеру («Золушка») странно: оркестр под его управлением звучал фальшиво, не было и слаженного ансамбля в оркестровой и вокальной части. Но, к большому сожалению, этот случай тенденциозен: в стране, за редчайшим исключением (Гергиев и Курентзис), просто нет оперных дирижеров. Лучшим в номинации «Мужская роль» стал Алексей Марков, блестяще исполнивший партию Ивана в опере «Братья Карамазовы». Спецприз музыкального жюри (его возглавлял Александр Чайковский) достался труппе театра Республики Саха за создание современного спектакля на основе национального эпоса (опера Владимира Кобекина «Александр Македонский»). А лучшим композитором предсказуемо стал Родион Щедрин.



В номинации «Лучший спектакль в балете» жюри спасла красота. «Диана Вишнева: красота в движении» – единственный среди номинантов совершенно оригинальный проект, что и позволило положить конец, а возможно, и вовсе избежать бесконечных споров о том, кто лучше восстановил тот или иной шедевр прошлого. С Вишневой вообще трудно конкурировать. Так же, как и с великолепным Игорем Зеленским – одним из лучших исполнителей партии Солора в мире (он награжден за работу в Новосибирском театре оперы и балета). Хотя в мужской номинации в этот раз соревновались не просто танцовщики. Недюжинный актерский талант в экспрессионистской одноактовке «Урок» продемонстрировал один из лучших наших классиков Сергей Филин. И уж вовсе недосягаем в этом смысле Ашот Назаретян – солист екатеринбургского Эксцентрик-балета Сергея Смирнова. Он развивает (именно развивает, а не эксплуатирует) чаплиновскую традицию в искусстве, однако наш классикоориентированный менталитет не даст ему ни малейших шансов на победу, пока индивидуальные номинации в балете и современном танце не разделены.



Лучший хореограф в современном танце очевиден. Сложность заключалась только в том, что Сергей Смирнов соревновался сам с собой. Но какой бы из двух его «данс-спектаклей» ни назвало жюри, выбор оказался бы справедливым. «Глиняный ветер», как «Голос» (лауреат «Золотой маски»-2002) и «Тряпичный угол» (лауреат «Золотой маски»-2005), с новой силой раскрыл «эксцентриков»-интуитивистов. Их безмолвные притчи рождаются из импровизации, настроения, ассоциаций. Из прапамяти. Что вовсе не означает, впрочем, пренебрежения к технической стороне дела, вернее – тела.



За балетные шедевры прошлого ответили дирижеры. Маски, безусловно, достойны были бы и Александр Анисимов за пермского «Корсара», и Павел Сорокин за «Пламя Парижа» в Большом театре. И хотя новосибирская «Баядерка» прошла в Москве скромнее, чем в дни домашней премьеры в декабре 2008-го, Андрей Данилов был на высоте, что, к счастью, расслышало музыкальное жюри, приняв еще одно взвешенное решение. Большой театр отметили специальным призом жюри – за дуэт Натальи Осиповой и Вячеслава Лопатина в «Сильфиде».
Говоря о драме, придется вернуться на два шага назад – к «Коньку-Горбунку». Надо сказать о нем несколько хороших слов и перекинуть мостик к драме. В «Горбунке» экономическая целесообразность – редкий случай! – не мешает искусству. Напротив, тут все на пользу, в том числе и завершенная буквально к этой самой премьере реконструкция верхней и нижней машинерии основной сцены МХТ. Табаков сумел доказать: бывают (редко, но бывают) случаи, когда деньги искусству не помеха. Рыба-кит, Чудо-юдо, туда-сюда мечется, актеры хорошо поют, все живьем, слова слышны, и от этих слов удовольствие получают и дети, и взрослые (за что – отдельное спасибо автору куплетов Алексею Кортневу). Но почему обошли вниманием Евгения Писарева, режиссера, который все это поставил? Такой вопрос – не единственный. В драме: лучший режиссер – Валерий Фокин, а лучшие спектакли поставили поляк Кристиан Люпа («Чайка» в том же Александринском театре) и Сергей Женовач («Битва жизни» в Студии театрального искусства). С другой стороны, надо отдать должное жюри, которое пошло против уже устоявшихся суждений. Хотя не во всех случаях эта независимость вызывает сочувствие. Одно дело – дать «маску» «Битве жизни», вправду замечательной, отчасти экспериментальной работе Женовача. Другое – наградить Басилашвили за... за что? За жизнь в искусстве? Роль-то, по совести говоря, он играет не лучше, чем, к примеру, в Москве это делают Владимир Этуш и Владимир Зельдин. Но там прошли мимо, а тут вдруг обнаружили такой успех... По меньшей мере странно.



Если судить по решению жюри, спектакли Петра Фоменко по-прежнему вызревают не сразу, что и позволило назвать лучшей актрисой Полину Агурееву за главную роль в «Бесприданнице» (после премьеры мало кто называл ее работу большой удачей). Кроме Валерия Фокина, который героев «Женитьбы» вывел на каток, за работу в Александринке награжден и художник Александр Боровский, который этот самый каток придумал и построил.



Что касается того, что лучший спектакль поставил режиссер из-за границы, поляк Люпа... Так что же? В 15-летней истории фестиваля это уже не первый случай. Не по бедности, хочется думать. Хочется думать – наоборот. Из-за нашей русской всемирной отзывчивости.



Для вечерней части композитор Александр Маноцков написал оперу «Золотое» по мотивам русских сказок – «Колобка», «Золотой рыбки» и «Курочки Рябы», а Дмитрий Крымов и Андрей Могучий придумали ироническую постановку с участием громадных кукол – персонажей. Три сказки – три жертвы: колобок, дед (между двух женщин оказался, бедняжка, словно между молотом и наковальней) и хозяева курицы – дед и баба: разбитое яичко для них подобно концу света. На фоне всех героев оперы, разместившихся на огромном круге сцены, проходило вручение специальных призов фестиваля – «За честь и достоинство» и «За поддержку театрального искусства России».


оригинальный адрес статьи