20 апреля 2009

Премиальный утренник

Роман Должанский | Коммерсант

Каждый год "Золотая маска" сталкивалась с фатальной проблемой хронометража — чем короче пытались сделать финальную церемонию, тем длиннее она в итоге оказывалась. На сей раз, чтобы не испортить праздник 15-летия, дирекция премии приняла радикальное и оправдавшее себя решение: разнести во времени оглашение результатов и торжественную часть.

Номинантов, членов жюри и прессу собрали в полдень в атриуме Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Тридцать с лишним "Золотых масок" — номинации плюс специальные призы жюри и критиков — разошлись по рукам лауреатов всего за час с небольшим. Никаких привычных номеров-прослоек предусмотрено не было, если не считать загадочных звуков, издаваемых акустическими инструментами. Как выразился Константин Райкин, вручавший награды в разделе драматических театров, музыканты отлично "электризовали пустоту" и одним этим создавали необходимое напряжение. Остальные вручавшие тоже были хоть куда и способствовали созданию атмосферы важного события — Майя Плисецкая, Ульяна Лопаткина, Леонид Десятников, Резо Габриадзе, Святослав Бэлза, Максим Дунаевский, Алла Сигалова.

Пожалуй, единственное, в чем можно упрекнуть организаторов церемонии, так это в том, что имена номинантов не оглашались, они лишь были напечатаны в программках. А ведь для большинства из номинантов, особенно для тех, кто приехал из провинции и заведомо имеет очень мало шансов победить столичных "тяжеловесов", важен вот именно этот момент — когда твое имя громко называют в Москве, на самом важном театральном событии года, и весь зал тебе аплодирует.

Так или иначе, но на вечер после всего этого остались лишь торжественная речь директора фестиваля Марии Ревякиной да три номинации — "За честь и достоинство", "За поддержку театрального искусства" и "За лучший зарубежный спектакль". Все они не конкурсные, а почетные — имена лауреатов были известны заранее. А в качестве подарка себе и зрителям "Маска" устроила премьеру оперы Александра Маноцкова "Золотое" в постановке титулованных экспериментаторов и лауреатов самой же "Золотой маски" Андрея Могучего и Дмитрия Крымова.

Либретто одноактной оперы-шутки драматург Михаил Дурненков и сам композитор написали на сюжет русских народных сказок — "Колобка", "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Курочки Рябы". В музыке господина Маноцкова, исполненной оркестром театра "Геликон" под руководством Владимира Понькина, можно было расслышать современные фантазии на темы знаменитых композиторов, от Моцарта до Прокофьева. Названия эпизодов, к радости собравшихся, с неподдельной серьезностью объявлял ректор Школы-студии МХТ Анатолий Смелянский. А Дмитрий Крымов сочинил для каждого эпизода оперы огромных кукол из легких подручных материалов — и зрителям оставалось только сокрушаться, что все эти забавные волки, медведи и зайцы по окончании вечера будут отправлены в утиль: исполнение оперы "Золотое" было одноразовым.

Кто-то шутил, что финальное появление сидящих за столом фольклорных персонажей — пародия на заседание жюри. Нашлись и такие, кто ворчал, что для статусного торжественного события, каковым является юбилей национальной театральной премии, зрелище было уж слишком, скажем так, арт-хаусным. Но с другой стороны, раз премия может так рискованно и с таким размахом пошутить, то, значит, ее профессиональной репутации и авторитету ничто не угрожает.



оригинальный адрес статьи

Пресса