Театральная компания ЗМ

Пресса

20 апреля 2009

Перемещенные ценности

Роман Должанский | Коммерсант

Гастроли театра "Ильхом", организованные Театром Наций и "Золотой маской", завершают программу "Маска плюс", но проводятся уже после фестиваля как отдельное событие. Сделано это не только потому, что "Ильхом" — один из лучших театров постсоветского пространства, и внимание к нему зрителей не нуждается в дополнительной фестивальной подпитке. Но и потому, что очередные гастроли ташкентцев — мемориальные. Впервые "Ильхом" приезжает в Москву без своего создателя и бессменного, на протяжении трех десятилетий, художественного руководителя. Полтора года назад двое неизвестных напали на Марка Вайля в подъезде его дома и нанесли несколько ножевых ранений, от которых он скончался в больнице.



Открывшийся в Ташкенте в середине 1970-х "Ильхом" был не просто местом, где рождались талантливые спектакли. Он быстро превратился в очаг свободомыслия. Власти неоднократно покушались на "Ильхом", душили маленький театр цензурными придирками. Театр стал своего рода диссидентским клубом: сюда приходили не только посмотреть спектакли, но и пообщаться с единомышленниками. Удивительно, но и после крушения коммунизма "Ильхом" остался на плаву: Марк Вайль не стал, подобно многим, жить воспоминаниями о фронде, а принялся перекраивать свой же театральный язык, начал искать новые способы общения со зрителями. Скучному "реализму" никогда не было места на маленькой сцене в подвале одного из зданий в центре города. Здесь верили не в правдоподобие, а в силу и притягательность игры, всегда пытались выдумать что-то свежее, новое. При "Ильхоме" открылась актерская школа. Театр стали приглашать на гастроли — в Москву, в Европу, в США...



Название у театра узбекское ("ильхом" означает "вдохновение"), но спектакли Марк Вайль ставил только на русском языке. Режиссер очень любил родной город и страдал от того, что уникальная многонациональная культура советского Ташкента исчезала. Он прекрасно знал, что хороший театр не может существовать вне культурной среды, вне диалога с другими театрами. В мусульманской стране Марк Вайль осмеливался преступать через запреты, он не боялся говорить о тех сторонах жизни, которые вызывали раздражение обывателей и ненависть фанатиков. При этом Вайль был знатоком культуры Узбекистана, самых сокровенных ее тайн. Это видно по спектаклю "Радение с гранатом", который создан по мотивам произведений художника Усто Мумина (настоящая фамилия — Александр Николаев) и рассказывает об искусстве так называемых танцоров-бачей. В дореволюционной бытовой культуре Туркестана существовала важная традиция утонченного танца полуобнаженных юношей, из-за которой вспыхивали скандалы и даже совершались убийства. Надо ли говорить, что при советской власти эта традиция была затоптана и предана забвению.



"Ильхом" никогда не получал государственных субсидий — ни в советские времена, ни в постсоветские. Театр всегда был по-настоящему "свободным художником", вел — и ведет сейчас — во всех отношениях независимое существование, живет любовью и преданностью зрителей. Творчество Марка Вайля в каримовском Узбекистане, конечно, многим было как кость в горле, хотя руководитель "Ильхома" не был открытым противником режима. Тем не менее в "Орестее", втором спектакле, который будет показан в Москве, режиссер, ясно выражая презрение к насилию, говорит о стремлении каждого человека к свободе. Трагические события, произошедшие в начале сентября позапрошлого года, многие связывают именно с "Орестеей". Марк Вайль был убит накануне открытия сезона и премьеры трилогии Эсхила. Говорят, последними его словами были — "я открою сезон, во что бы то ни стало...". Теперь театр, который носит его имя, пытается найти свое новое лицо, актеры учатся жить без своего учителя.


оригинальный адрес статьи