Театральная компания ЗМ

Пресса

16 апреля 2009

В Москву, короноваться

Петр Поспелов | Ведомости

Зрелища столь трескучего и бездарного мы на солидном фестивале давненько не видели. Выпущенный в докризисном мае 2008 г., спектакль преследует лишь одну цель — тряхнуть роскошью по-столичному. Это ли Свердловская музкомедия, в советскую пору считавшаяся одним из лучших театров оперетты, да и потом не растерявшая уровня?


Возможно, уральские мюзиклы, систематически приезжавшие на «Золотую маску», грешили старомодно пионерской назидательностью и заигрывали с молодежью не всегда ловко, но этот продукт (за который отвечал режиссер Кирилл Стрежнев) всегда содержал кропотливо созданные роли.


В «Катерине Великой» от режиссера Нины Чусовой вместо ролей есть вереница ходульных персонажей, отличающихся (и то не всегда) костюмами от Павла Каплевича. И можно ли было придумать более убийственный ход, чем разделить роль Екатерины (в первом действии она пугливая немецкая девочка, во втором — императрица) между двумя актрисами?


Либретто Михаила Рощина чередует в шахматном порядке сцены, посвященные государственным заботам и амурным похождениям царицы — финала драматургу придумать так и не удалось. Стихи Александра Анно бледны и не желают подчиняться музыкальным фразам. В последнем виноват больше композитор. Музыку поручили написать Сергею Дрезнину. В конце 80-х он был подающим надежды автором студенческих рок-опер и заправски играл джаз, потом уехал за границу, где его талант пригодился самому Гидону Кремеру. Сочиняя «Катерину», автор явно был не в ударе, а потому лихорадочно насовал в свое произведение все, что только можно, от Бродвея до «Трех мушкетеров». Ни одной запоминающейся мелодии в мюзикле нет, как нет ни одной красиво решенной сцены. Занавес то и дело опускается ради перемены декораций, в то время как перед ним разыгрываются интермедии одна глупее другой. Всеми силами стараясь увлечь публику и не жалея самых расхожих эстрадных приемов, постановщики добиваются лишь жидких аплодисментов. Все-таки безответная у нас публика. Крикнул бы кто-нибудь: «Пошлость!» — нет, терпят и молчат.


Хорошо лишь то, что в обозримом будущем ни у свердловчан, ни у других охотников приобщиться к столичности не найдется средств на подобную расточительную халтуру.



оригинальный адрес статьи