Театральная компания ЗМ

Пресса

21 апреля 2009

Улетели из Москвы

Ольга Егошина | Новые известия

В субботу в Москве закончился театральный фестиваль «Золотая маска», которому в этом году исполнилось 15 лет. По традиции в последний день фестиваля прошла торжественная церемония награждения лауреатов. Сама церемония на этот раз была организована в непривычном формате. С утра наградили лауреатов конкурса, а вечером состоялась премьера специально созданной к юбилею фестиваля оперы «Золотое» и вручение «статусных» масок «За честь и достоинство».

Юбилейный фестиваль «Золотая маска», несмотря на кризис, был небывалым по размаху. Помимо необычайно широкой конкурсной программы в Москву приехали спектакли из стран СНГ в рамках «Маски плюс», масочные спектакли прошлых лет в рамках Russian Case. Наконец, в программе «Легендарные спектакли ХХ века» привезли аж три балетных постановки: Push с Сильви Гиллем, Last Touch First Иржи Килиана и Impressing the Czar Уильяма Форсайта, английского хореографа, определившего язык балета XXI века. Эта программа появилась четыре года назад и, похоже, стала одной из самых значимых составляющих фестиваля. В ее рамках в Москву приезжают спектакли, которые уже стоят вне конкурсов и вне соревнований. Спектакли, которые задают планку и меняют наше представление о самих возможностях искусства. Говоря проще, в этой программе показывают постановки, которые оправдывают само существование театра. Impressing the Czar Уильяма Форсайта стал главным событием театрального десятилетия.



«Маска-2009» показала невероятно пестрый облик современного театра в его крайних точках. Ученически-неумелая постановка «Максар, или Степь в крови» Бурятского театра драмы здесь соседствовала с безупречными по ювелирной технике и отточенности каждого сантиметра сценического действия «Бесплодными усилиями любви» Санкт-Петербургского Малого драматического театра. Ставший притчей во языцех «Полковник-птица» Самарского театра драмы («Есть плохие спектакли, очень плохие, а есть самарский «Полковник-птица») и блистательный балет «Диана Вишнева. Красота в движении», ставший главным фаворитом «Маски».

Диана Вишнева получила за него рекордное количество «Масок» в одни руки: приз за лучшую женскую балетную партию, приз за лучшую постановку и приз критики, который впервые за все время существования фестиваля достался балерине. Кажется, это было единственное решение музыкального жюри, получившее всеобщую поддержку. А вручавшая премии в балетных номинациях Майя Плисецкая назвала Вишневу одной из лучших балерин мира.

В этом году музыкальное жюри явно придерживалось «провинциальной ориентации». Подавляющее большинство «Масок» разлетелось по городам русской провинции. И в то же время балет Большого театра «Пламя Парижа», выдвинутый по восьми номинациям, не получил ничего, равно как ничего не получил и мариинский «Карнавал».

Две «Маски» увезли в Новосибирск танцор Игорь Зеленский и дирижер Андрей Данилов за «Баядерку» (Новосибирский театр оперы и балета). В Екатеринбург уехали «Маски» за современный танец: призы достались спектаклю «Глиняный ветер» и его автору – хореографу Сергею Смирнову («Эксцентрик-балет»). И только специальный приз жюри отметил дуэт Натальи Осиповой и Вячеслава Лопатина в «Сильфиде» Большого театра. В номинации «Оперетта/мюзикл» лучшим спектаклем – в назидание профессиональным театрам – жюри признало «Конька-горбунка» Московского Художественного театра. Как отметил вручавший премии в этой номинации Максим Дунаевский, «театрам оперетты надо серьезно задуматься над этим прецедентом».

В опере традиционно большинство «Масок» было вручено Мариинскому театру: Алексей Марков в «Братьях Карамазовых» получил за мужскую роль, Кристина Капустинская в «Очарованном страннике» – за женскую. За «Очарованного странника» награду получил также композитор Родион Щедрин. Как отметил вручавший приз за «лучшую работу композитора» Алексей Десятников, «Маска» наконец-то ввела эту номинацию, чтобы поддержать почти исчезнувший вид – композиторов музыкального театра». Две оперные «Маски» уехали в Пермь: за «Орфея» Монтеверди приз за «лучшую режиссуру» получил Георгий Исаакян, а за лучшую сценографию – Эрнст Гейдебрехт.

Лучшим оперным спектаклем прошлого сезона признана «Золушка» Петербургского театра «Зазеркалье», а лучшим дирижером Павел Бубельников («Золушка», театр «Зазеркалье»). Специальным призом жюри по опере был отмечен Театр оперы и балеты Республики Саха.

В отличие от своих музыкальных коллег, жюри драматического театра выделило и отметило преимущественно столичные постановки (правду говоря, провинциальная драматическая программа этого года была отобрана просто удручающая). В результате – спецприз жюри «за актерский дуэт» получил единственно добротный спектакль провинции – «Войцек» Алтайского театра драмы (Барнаул). Вторым спецпризом жюри отметило работу «Берег утопии» в РАМТе.

Приз за лучшую женскую роль получила Полина Агуреева (спектакль «Бесприданница» в «Мастерской Фоменко»). Олег Басилашвили, получавший приз «за лучшую мужскую роль» («Дядюшкин сон» в БДТ), в своей речи выразил благодарность режиссеру Темуру Чхеидзе, тем внятно ответив на хамские рецензии столичных рецензентов, считающих, что актерские работы могут существовать отдельно от режиссуры.



Лучшим спектаклем малой формы была признана «Битва жизни» в «Студии театрального искусства». А главным фаворитом стала Александринка. Лучшим спектаклем большой формы была признана «Чайка» в постановке польского классика Кристиана Люпы. А спектакль «Женитьба» получил сразу две «Маски» – Валерий Фокин «за лучшую режиссуру» и Александр Боровский «за лучшую сценографию» (думаю, жюри учло и две его невыдвинутые по непонятным соображениям работы в номинированных спектаклях – «Битва жизни» и «Бесплодные усилия любви»).

Вечернее отделение юбилейных торжеств открылось премьерой оперы «Золотое» в совместной постановке Андрея Могучего и Дмитрия Крымова на музыку Александра Маноцкова. Главным достоинством этой постановки была ее краткость (представление длилось всего час и закончилось апокалипсисом). А потом – по традиции – состоялось вручение главной «Маски» – «За честь и достоинство». В этом году ее лауреатом стала уникальная женщина Инна Натановна Соловьева – педагог, историк, критик, теоретик театра, человек, глядя на которого – как отметил вручавший «Маску» Александр Калягин, – «хочется приподняться над собой и стать немножечко лучше». Зал стоя приветствовал Инну Соловьеву, которая обратилась к залу с такими словами: «Честь и достоинство – очень высокие понятия. Но я думаю, каждый человек должен стремиться хотя бы не быть – здесь я должна употребить матерное слово – вот именно тем, что вы подумали. Этим быть не надо!»

«МАСКА» В ЦИФРАХ

В этом году «Золотая маска» стала рекордной по числу номинаций – 29. Номинантами стали 49 спектаклей 41 театра из 15 городов России (характерно, что число петербургских участников «Маски» выросло в этом году почти вдвое, а количество московских театров, наоборот, уменьшилось). В конкурсной программе были вручены 28 «Масок» (музыкальное жюри решило премию за лучшую мужскую роль в номинации «Оперетта/мюзикл» не присуждать). Также были вручены 4 спецприза музыкального и драматического жюри, отметивших две московские и две провинциальные работы. Была вручена специальная «Золотая маска» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России («Иванов» в постановке Иожефа Катоны в Театре Ашер, Венгрия).



оригинальный адрес статьи