22 апреля 2009

Триумфальный финал "Золотой Маски"

Лилия Валеева | новости на телеканале Культура

ВИДЕО

18 апреля были подведены итоги главного национального театрального фестиваля и конкурса «Золотая маска». Его организаторы впервые за пятнадцатилетнюю историю отказались от помпезной церемонии награждения, в полном согласии со строками Бориса Пастернака о том, что «цель творчества самоотдача, А не шумиха, не успех». «Золотые маски» были вручены лауреатам уже в полдень, приглашены были только номинанты, а вечерний праздничный пир был задуман в виде оперного спектакля.

В музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко режиссёры Дмитрий Крымов и Андрей Могучий представили участникам и гостям «Золотой Маски» ироническую оперу под названием «Золотое». В основе либретто – русские народные сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. В спектакле нашли отражение почти все театральные жанры, представленные на «Золотой Маске». Формально это, конечно, опера, но в ней есть элементы и кукольного спектакля, и драмы. Разве что балетных па зрители не увидели. А завершился вечер, посвященный 15-летию фестиваля, на торжественной ноте. Чествовали лауреатов специальных премий «Золотой Маски». Президент фестиваля Георгий Тараторкин вручил «Маску» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2008-ом году. Приз получила венгерская постановка «Иванов». Одним из лауреатов самой почетной премии «За честь и достоинство» стала театральный критик и историк театра Инна Соловьева. Награду она получила из рук председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина.

Инна Соловьева, театральный критик, историк: «С каким чувством я получаю награду: во-первых, естественно, смущения, потому что, когда тебе говорят, что ты имеешь честь и достоинство, то нужно отнекиваться и говорить:"«Есть люди и получше"».

15 лет «Маска» методично учится отбирать, судить, решать и награждать, преодолевает пристрастия и предвзятость, от которых не избавлен ни один творческий конкурс. «Маска» стремится к объективности, которая подобна свободе: абсолютная – невозможна, её полное отсутствие – недопустимо. Но не отнять у этого фестиваля и премии главного свойства: «Золотая маска» - это живой портрет российского театра. О летописи «Золотой Маски» и о её новых лауреатах сообщают «Новости культуры».

Ее ругают, на нее обижаются, но о ней и мечтают. И в этом смысле за 15 лет «Золотая маска» совсем не изменилась. Такой ее придумал Олег Шейнцис. Художник соединил символ комедии дель арте с символом российской государственности - получилась главная национальная театральная премия. Правда, в первое время она была сугубо московской, отдавала явное предпочтение драматическому театру и ограничилась вручением наград. Спустя год премия и фестиваль стали неразлучны.

Эдуард Бояков, художественный руководитель театра «Практика»: «Объединение награды и фестиваля – сложнейшая задача, которая нигде не возникала и нигде не ставилась. Мы делали все с нуля, сами придумывали, скорее, я ориентировался на международные фестивали исполнительских искусств».

Появился экспертный совет, который бороздил просторы нашей родины в поисках театрального чуда, и главный олимпийский принцип - важна не победа, а участие, возымел некую актуальность. На дворе начало 90-ых, но есть реальная возможность одним увидеть, а другим показать то, на что способна театральная провинция.

Роман Должанский, председатель экспертного совета фестиваля «Золотая маска»: «Когда "Золотая маска" создавалась 15 лет назад, одной из ее задач было сохранение театрального пространства российского и предоставление московской театральной общественности, то есть людям, которые выносят некоторые суждения, возможности раз в год заглянуть за пределы кольцевых театральных дорог». >Кризис, правда, совсем не финансовый, грянул на трехлетие. «Маску» обвинили в предвзятости, ангажированности, а тут еще скандальная церемония.

Эдуард Бояков, художественный руководитель театра «Практика»: «Мы придумали очень провокационную сценарную историю, про то, что театр умер. Должны были два могильщика сидеть по краям авансцены. Дело было в вахтанговском театре...»

Сегодня Эдуард Бояков считает, что та церемония была чуть ли не пророческой. Покинув руководящий пост в «Золотой маске», Бояков и свой театр решил оградить от участия в фестивале, помещая «Практику» в другую систему координат. Впрочем, действительно, «Золотая маска» в большей степени отмечает, номинирует и награждает все-таки традиционный театр. Безусловно, замечая и новые имена, но, никогда не проходя мимо признанных театральных исполинов. Что подтверждает статистика.

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон»: «Если судить по победителям "Золотой маски", это очень субъективная и далеко не полная картина театральной жизни нашей страны, если говорить о лучших ее достижениях. Мне кажется, там много неточного».

Константин Райкин – один из рекордсменов по количеству завоеванных масок. При этом он уверен, что соревноваться должны не мастера, а подмастерья. Впрочем, это не идет в разрез с другим его утверждением, что фестиваль и премия поддерживают жизнеспособность театра в нашей стране.

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон»: «С одной стороны, жизнь театральная очень живуча, театр – это очень сильный микроб в России, но все-таки этот микроб смертный».

А вот Евгению Миронову долго не удавалось примерить «Золотую маску». Ходила даже шутка – все награды есть у Миронова, кроме одной. Сегодня Евгений Миронов на "Золотую маску" смотрит еще и с позиции художественного руководителя театра. Он уверен, что даже номинация - это престиж для молодого коллектива.

Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций: «В чем тоже прелесть "Золотой маски" - в том, что их видят, говорят: "О, она талантлива, берем!" И участие в "Золотой маске" для них престижно. И для Театра Наций в том числе, потому что это наш спектакль. И Театр Наций требует к себе пока внимания еще повышенного. Мы свой бренд еще формируем».

Юбилейная 15-ая церемония вполне может и сама вступить в спор за театральную премию, в несуществующей правда, номинации – легкость и лаконичность. Вряд ли кто вспомнит, когда еще церемония длилась чуть больше часа. И это притом, что только в одном случае жюри не присудило приз, так и не назвав лучшую мужскую роль в оперетте или мюзикле. Кстати, в этой же номинации, наверное, и главный сюрприз - «Маска» за лучший спектакль у «Конька-Горбунка» из МХТ. Можно с уверенностью сказать, что авторы постановки никак не рассчитывали на признание в такой категории.
Сразу две «Маски» уехали в питерский музыкальный театр «Зазеркалье». Отличилась и сама опера «Золушка», и ее дирижер Павел Бубельников. А вот лучшим композитором был назван признанный мастер - Родион Щедрин.

Родион Щедрин, композитор: «Когда-то мой коллега, великий немецкий композитор Шуман сказал, что художнику для жизни нужны только две вещи: воздух и похвала. "Золотая маска" - одна из форм похвалы, которая нужна в любом возрасте».

Главный триумфатор этого года – Диана Вишнева. У балерины сразу три «Маски», так и хочется сказать, что и за красоту и за движение - по аналогии с названием ее спектакля. Плюс - спецприз жюри.

Диана Вишнева, народная артистка России: «Сердце стучит сильно, даже не так, как перед выходом на сцену…»

В драме с небольшим перевесом лидирует Питер - здесь и лучший режиссер - Валерий Фокин, поставивший «Женитьбу» в Александринке, и лучший спектакль большой формы – это «Чайка» польского мастера Люпы, и лучший актер - Олег Басилашвили, получивший «Маску» за роль в «Дядюшкином сне».

Олег Басилашвили, народный артист СССР: «Я готов разделить ее и отдать, в первую очередь, художественному руководителю нашего театра – Темуру Чхеидзе, который около пяти месяцев кропотливо, с громадной самоотдачей, с долготерпением выстраивал внутреннюю жизнь каждого нашего персонажа».

Москва ответила прекрасной Полиной Агуреевой, сыгравшей в «Бесприданнице», и «Битвой жизни» Сергея Женовача в малой форме.

Сергей Женовач, режиссер: ««Битва жизни» - это была самый рискованный опыт студии». Полина Агуреева, актриса: «Это приятно. Рамка очень красивая. Надо позвать мужчину, чтобы он прибивал гвоздь».

Какой сезон – такая и «Маска». Или даже какой официально-признанный театр в России – такова и главная его премия. Ведь, несмотря на всю критику, утверждение одного известного российского режиссера верно уже 15 лет. «Если дают "Маску" - ничего не ощущаешь, а если нет – вот тогда и начинаешь переживать».



оригинальный адрес статьи

Пресса