Театральная компания ЗМ

Пресса

31 марта 2009

Аристотель как шаман

Майя Крылова | РБК daily

Три оперы за одну неделю — так выглядит апрельская музыкальная афиша фестиваля «Золотая маска». Соперничать в номинации «Лучший спектакль» будут «Александр Македонский» (31 марта), «Человеческий голос» (1 апреля) и «Золушка» (2 апреля). Музыку «Золушки» итальянец Россини написал в начале XIX столетия, француз Пуленк создал «Голос» полвека назад, а опус про полководца древности сочинил наш соотечественник Владимир Кобекин.


«Золушка» была придумана Россини за 24 дня, при этом автор либретто исключил из действия волшебный элемент. Канва сказки Перро сохранена, но действие перенесено в некое итальянское княжество. Получилась в некотором роде бытовая юмористическая история о посрамлении хамства и торжестве добрых чувств. Роль мачехи в спектакле играет злобный отчим, феей становится мудрый наставник принца, а вместо потерянной туфельки есть подаренный браслет, по которому принц узнает красавицу в замарашке. За шедевр бельканто рискнул взяться петербургский детский театр «Зазеркалье». Арии здесь поют на итальянском, речитативы произносят на русском, декорации состоят из огромных листов с нотами, а множество режиссерских новаций делает спектакль пригодным и для тех, кто опасается оперы как чересчур сложного жанра. Публика посмеется, увидев сестер Золушки, мучащихся фитнесом, принца в очках, похожего на университетского профессора, и дуэт влюбленных на кухне, который становится «квартетом» за счет участвующих в действии веника и совка.


«Человеческий голос» — одна из самых популярных партитур в мировом музыкальном репертуаре. Пуленк, вдохновившись одноименной драмой Жана Кокто, создал монооперу, в которой действует брошенная любовником женщина. Ее «крик души» и беседы с отсутствующим партнером лишены внешнего действия, но наполнены экзистенциальным отчаянием. Певица Ольга Балашова, исполняющая роль Мадам, обладает не только прекрасным голосом, но и недюжинными пластическими способностями. В обтягивающем красном трико, не переставая петь, она примеряет на себя огромный кринолин, становится в балетный арабеск, легко садится на шпагат и делает гимнастический мостик.


Спектакль из Якутии «Александр Македонский» соревнуется на «Маске» в семи номинациях. Опера поставлена по мотивам произведений якутского литературного классика Платона Ойунского. Мораль мистериального либретто: никакая лесть завоевателю мира не спасет его от пустоты и внутреннего ничтожества, даже если тиран, упиваясь вседозволенностью, прикажет казнить собственного учителя-пророка, напророчившего Александру смерть в молодости. Режиссер сочетает отсылки к античности с традициями якутского эпоса олонхо, что придает опере сильный налет экзотики: воины становятся в профильные позы ассирийских барельефов, слуги поют о пирах с мясом ягнят, эгейским вином и дарами моря, а наставник Македонского (в реальности им был философ Аристотель) напоминает шамана в камлании. Впрочем, и современности хватает: сценограф использовал металл и пластик, в костюмах «играют» акрил и зеркальное стекло, ударник над сценой священнодействует на литаврах, а невольницы исполняют эротические танцы. В придачу к «Македонскому» театр (вне конкурса «Маски») привозит еще одну этническую оперу Кобекина — «Кудангса великий», в которой исполнительница якутского горлового пения поразит московских меломанов красотами своего голоса.



оригинальный адрес статьи