Театральная компания ЗМ

Пресса

1 апреля 2009

Коломбина и корсар

Майя Крылова | РБК Daily

Три балетных вечера предлагает фестиваль «Золотая маска»: 4 апреля покажут новосибирскую «Баядерку», 5-го — проект Дианы Вишневой «Красота в движении», 6-го дают пермского «Корсара». Спектакли пройдут на сценах Большого и Музыкального театров.


«Баядерка» в Новосибирском оперном театре списана — с небольшими изменениями — со старой советской постановки Мариинского (тогда еще Кировского) балета. Спектакль из XIX века сюжетно связан с Индией, а танцевально — с великим балетмейстером Мариусом Петипа. Он сочинил для «Баядерки» танцевальную картину «Тени», которая считается одной из красивейших в мировой хореографии. История любви баядерки Никии к полководцу Солору, предавшему ее ради женитьбы на коварной дочери злого раджи, кончается трагедией: Никия гибнет от подброшенной ядовитой змеи, а Солора за нарушение клятвы карают разгневанные боги. В спектакле много колоритной бутафории вплоть до храма в джунглях, костюмы созданы русским парижанином, художником и историком моды Александром Васильевым, а количество опахал, гирлянд и попугаев должно удовлетворить самых взыскательных любителей заморских чудес.


С Дианой Вишневой поработали три хореографа — один российский и два американских. Алексей Ратманский сочинил ей балет «Лунный Пьеро», Мозес Пендлтон поставил F.L.O.W., а Дуайт Роден — «Повороты любви». Вокальный цикл Шенберга вдохновил Ратманского на одноактный опус с участием масок комедии дель арте. При этом ничего комедийного в спектакле нет: в нем царят декадентский надлом и наигранная мрачность. Вишнева предстает то резвой Коломбиной, то печальным Пьеро, а три партнера множат образ этого меланхолического неудачника. У Пендлтона в балете F.L.O.W. (сокращение английских слов For Love of Women — «Из любви к женщинам») Вишнева становится шаловливой циркачкой. В полной темноте она дразнит публику подсвеченными конечностями — они складываются то в летящих чаек, то в клюющих лебедей, то в улыбающуюся рожицу. Потом танцует, лежа на зеркальном подиуме, отражаясь в нем, как Нарцисс в воде. И под конец кружится в платье из бус, динамично раскручивая их вокруг собственного тела. В «Поворотах любви» главным становится головокружительный дуэт балерины с партнером под бой барабанов. Вишнева в купальнике на скорости выпрыгивает из клубов дыма. Смысл этих перевоплощений — показать танцовщицу, которой в балете подвластно все.


Пермский «Корсар» тоже родом из балетной старины. Спектакль Петипа когда-то украшал сцену петербургского Императорского театра, а литературным источником постановки была поэма Байрона, действие которой происходит на Востоке. История про мужественного корсара, спасающего из гарема проданную туда любимую женщину, развертывается на фоне шумных восточных базаров и в доме деспотичного паши. Танцовщики сражаются на саблях и стреляют из пистолетов, танцовщицы щеголяют в прозрачных шальварах, а в финале — спецэффекты на палубе тонущего корабля. Сюжет дает прекрасный повод как для воинских переплясов и томных вариаций одалисок, так и для большой танцевальной картины «Оживленный сад», в которой две прима-балерины предстают в облике цветов, а кордебалет изображает прихотливый узор на клумбах.



оригинальный адрес статьи