Театральная компания ЗМ

Пресса

18 апреля 2009

Самый смелый фестиваль страны

Константин Гольденцвайг | Телеканал НТВ

Церемония вручения престижной театрально премии «Золотая маска» прошла очень скромно. Пригласили только номинантов и прессу. Она любит «Маску» не только из-за престижа награды, но и потому, что это всегда интрига. Ведь предсказать, кому достанется премия, крайне сложно.

Тут на равных соревнуются маститые столичные театры и юные экспериментаторы из провинции. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг выяснил, кому повезло в этот раз.

15-я по счету церемония главной в стране театральной премии проходит как никогда скромно. И участники, и организаторы, и партнеры фестиваля признают: времена непростые, театр — не исключение. Лучших театральных деталей сезона 2007–2008 награждали почти под открытом небом — в атриуме Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.



Днем на новой для фестиваля площадке награждающий Святослав Белза отшучивался за себя и за награждаемых. Нынешняя «Золотая маска» — просто детский утренник в сравнении с прежними торжествами. Программу фестиваля в юбилейном году сократили на треть. На суд жюри и московских зрителей в итоге вынесено 48 спектаклей. Но в списке номинантов теперь-то уж точно лучшие.

Константин Райкин, народный артист России, художественный руководитель театра «Сатирикон»: «„Золотая маска“, электризуя, будоража нашу театральную жизнь, помогает нам как-то объединяться и чувствовать друг друга».

Сегодня в 15-й раз было доказано, что «Золотая маска» не греется в лучах состоявшихся звезд, а открывает новые звезды. Два исключения — Олег Басилашвили, признанный актером года за очередную совместную работу с Алисой Фрейндлих в «Дядюшкином сне», и Полина Агуреева, которую отметили за роль в «Бесприданнице» в театре Петра Фоменко.



Полина Агуреева, лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в драме»: «Спасибо моему учителю Петру Фоменко за возможность ошибаться и учиться».

Иных же лауреатов порой даже коллеги не знают в лицо. Зато призы получают из рук живых легенд сцены. Майю Плисецкую зал встречали стоя.

Майя Плисецкая, народная артистка СССР: «Это очень хорошо, что по всей России ездят, смотрят. У людей есть заинтересованность, есть цель показать, на что они способны. Ведь бывает очень часто, что в провинции гораздо лучше, гораздо интереснее».

Максим Дунаевский, народный артист России, композитор: «Давно уже у меня существует мнение, что провинциальные театры гораздо более прогрессивные и гораздо больше делают для музыкальных театров».

Для Барнаульского театра победа на «Золотой маске» стала в каком-то смысле пирровой. Жюри фестиваля работу актеров в антивоенной трагедии «Войцек» сочло шедевром, а вот местные власти спектакль запретили, заставив режиссера Владимира Золоторя уйти из театра.

Наталья Макарова, актриса Нижегородского драматического театра: «Если я вам сейчас скажу ту формулировку, которая прозвучала. Она нам напомнит какие-то очень далекие-далекие времена. Они сказали, что в наше время просветления это невозможно показывать».

Это, объясняют участники фестиваля, типичная ситуация, когда власти на местах не понимают, а жюри в столице восхваляет. О том, что не так уж и страшно быть страшно далекими от народа, сегодня говорили и главный фавориты фестиваля — трупа Александрийского театра, завоевавшая сразу три награды за «Женитьбу» Гоголя, и одна из лучших танцовщиц Мариинки Диана Вишнёва.



Дважды обладательница «Золотой маски» покорила Петербург и Москву современным балетом «Красота в движении», написанным российскими и американскими хореографами специально под нее.

Диана Вишнёва, лауреат премии «Золотая маска» в номинации «За лучшую женскую роль в балете», народная артистка России: «Если бы мне вот так сказали, я бы ответила, что это невозможно, но мы это сделали. И музыкальное жюри тоже сказало, что это невероятная работа».



Уже в октябре в честь юбилея «Золотой маски» лучшие, по версии фестиваля, театры отправятся на гастроли в Санкт-Петербург. Сегодня же и выигравшие, и выбывшие отметят 15-летие премии на премьере оперы «Золотое», созданной по мотивам русских сказок в подарок самому смелому фестивалю страны.


оригинальный адрес статьи