Театральная компания ЗМ

Пресса

14 сентября 2009

О фестивале "Золотая Маска"

Кристина Матвиенко | Журнал "TimeOut. Петербург"

Фестиваль «Золотая маска» дает возможность увидеть лучшие московские спектакли, не выезжая в столицу. Программа этого года получилась несколько мрачной: современные режиссеры не склонны к радостному восприятию окружающего мира и все больше предаются мизантропии, помноженной на цинизм.


В программе фестиваля — «Рассказ о семи повешенных» в постановке «певца смерти» Миндаугаса Карбаускиса. Леонид Андреев, подробно описавший несколько последних дней перед казнью семи революционеров, просто предвосхитил голливудских сценаристов с их «Приговоренный к смерти идет». А Карбаускис сделал такую инсценировку, что пока идет спектакль, зрители сами чувствуют себя приговоренными к смерти, а после его окончания ощущают жизнь с особой остротой.


Так же физиологически сложен для восприятия и каннибалистический «Июль» Ивана Вырыпаева. Это моноспектакль, в котором монолог монстра-людоеда читает утонченная красавица Полина Агуреева. Кровь и впрямь стынет в жилах всех, кто слышит этот убийственный поток красноречия. Даже «Бесприданница» Петра Фоменко лишена привычного жизнелюбия предыдущих спектаклей мастера и рассматривает человеческую душу как объект купли-продажи.


Откроют же «Маску» инсценировка главного ужастика русской литературы — «Господа Головлевы » в постановке Кирилла Серебренникова. История падения семьи, изнутри подтачиваемой греховными наклонностями, подана как картина падения человека, отечества и мироздания. В эпиграф вынесены строчки Блока: «Грешить бесстыдно, непробудно », напечатанные в программке поверх развалин Вавилонской башни. Собственно, именно в таком ключе, сопряжении бытового с метафорическим, и сделан весь спектакль.


Этюды семейных склок положены на тихое и настойчивое жужжание мух, бьющихся о стекло. Очередную смерть сына или внука Арины Петровны «отмечают », зашивая сюртук, как брюшину, суровыми белыми нитками. После этой операции покойник встает и уходит, а ближе к финалу все убиенные выстраиваются в проемах задника, сильно напоминающих и деревенский нужник, и деталь погоста.


Язык, которым «Головлевы» переведены на сцену, стилистически неоднороден. Есть тут и реалистически разыгранные сцены разборок мамы с сыном. Диктаторшу Арину Петровну Алла Покровская прекрасно превращает в несчастную и вовремя раскаявшуюся мать, а Иудушка в исполнении Евгения Миронова — жертва ее неправильного воспитания. Есть и убойный «символизм», когда Иудушка бредет по заснеженному кладбищу и падает среди холмиков, чтобы уснуть навсегда. Но в нужное настроение попадает только один персонаж. Это красавица Аннинька, сыгранная Евгенией Добровольской просто и страшно. И появляется она в самом конце трехчасового представления. Вот когда внучка Арины Петровны, кочующая актриска, после тяжких жизненных испытаний возвращается в родное гнездо, чтобы сесть с его опустившимся хозяином за стол, выпить и поговорить по душам, сложносочиненный спектакль обретает дыхание. Очень точное и тошнотворное.



оригинальный адрес статьи