11 июня 2009

Пятилетка качества

Мария Кингисепп | Санкт-Петербургские ведомости


Национальная театральная премия «Золотая маска» была учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России. Премия эта престижна и «всеядна»: за нее ежегодно бьются создатели спектаклей всех жанров театрального искусства. Самые заметные спектакли российских городов ежегодно бывают представлены в Москве.
В рамках «Золотой маски» как культурного института проходят новые, параллельные, «сопутствующие» проекты и специальные программы. Показывали «Легендарные спектакли и имена ХХ века», «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии» и внеконкурсные спектакли из разряда «Маска плюс». Для иностранных гостей «Маски» придумали международную программу Russian Case. «Торговали» на театральном рынке «PRO-Театр», открывали взволнованные дискуссии, делились секретами на мастер-классах. Кроме того, фестиваль все пятнадцать лет своего существования занимался сопутствующей образовательной, просветительской и издательской деятельностью, то есть всеми возможными способами двигал вперед театральный процесс.
С Петербургом «Маска» дружит давно и с явным удовольствием. Наши спектакли ждут с нетерпением и с особым трепетом. В столице проводились гастроли театров, которые считаются брендовыми: лидировали Мариинский, Александринский, Малый драматический. Выражаясь языком статистики, доля Петербурга в программе «Золотой маски» неуклонно растет. В уходящем сезоне, например, Петербург был представлен даже шире, чем Москва и регионы (48 номинаций против 28 и 51, соответственно). В 2000 и 2001 годах именно в северной столице в рамках фестиваля дважды проводили проект «Лучшие российские спектакли», а в 2003 году в честь 300-летия Петербурга нам выпала честь принимать полную конкурсную программу «Маски».
И вот теперь при заинтересованности и всяческом содействии городского правительства с 16 сентября по 8 октября в нашем городе появится новый фестиваль под названием «Золотая маска» в Санкт-Петербурге». Это не показ лауреатов этого года, как можно было подумать. В афише – спектакли-«золотомасочники», поставленные в России за последние пять лет. Принимать их будут сцены «Балтийского дома», МДТ – Театра Европы, Театра им. Ленсовета, ТЮЗа им. А. А. Брянцева, Театра на Васильевском, «Приюта Комедианта» и Александринского театра, который в свою очередь решил включить эти показы в программу своего фестиваля «Александринский».
Простое ознакомление с афишей заставляет сгорать от нетерпения: постановки к нам везут высококачественные и прелюбопытные.
Открывают фестиваль постановки МХТ им. А. П. Чехова: «Господа Головлевы» (на снимке) – острый, сложносочиненный спектакль Кирилла Серебренникова с Евгением Мироновым в главной роли, и «Кармен. Этюды» Аллы Сигаловой, которая с некоторых пор взялась учить самых отчаянных драматических артистов премудростям современной хореографии. Наконец-то мы сможем увидеть «Грозу» Льва Эренбурга, выпущенную им в магнитогорском драматическом театре им. А. С. Пушкина и признанную лучшим спектаклем малой формы в 2008 году. Театр под руководством О. Табакова («Табакерка») и любимый ученик Олега Павловича Миндаугас Карбаускис везут два «Рассказа» – «О семи повешенных» по Леониду Андрееву и «О счастливой Москве» по Андрею Платонову. Московский ТЮЗ представит «Скрипку Ротшильда» как авторский способ Камы Гинкаса адаптировать чеховскую прозу для сцены. «Студия театрального искусства» Сергея Женовача столкнет времена и нравы в неторопливом, обстоятельном спектакле «Захудалый род» по Николаю Лескову. «Мастерская Петра Фоменко» покажет непривычную, поэтичную трактовку «Бесприданницы» Островского, где интересен дуэт Полины Агуреевой и Евгения Цыганова, превративших купцов в интеллигентов. А режиссер Евгений Каменькович и сестры Кутеповы в спектакле «Самое важное» поговорят с нами о превратностях любви языком романа Михаила Шишкина «Венерин волос». «Школа драматического искусства» и Лаборатория Дмитрия Крымова везут новаторский спектакль-пазл «Сэр Вантес. Донкий Хот», сложенный из осколков мировых культур. От «Сатирикона» нам достанется трагедия «Король Лир», где Юрий Бутусов открывает публике глубокий драматический талант Константина Райкина.
Из спектаклей малой формы в афишу взят эпатирующий «Июль» Виктора Рыжакова, поставленный в театре «Практика»: возрастную роль мужчины и его отчаянный монолог, написанный модным автором Иваном Вырыпаевым, исполняет Полина Агуреева. А за театры кукол «отвечает» мытищинский театр «Огниво», взявшийся за чеховский «Вишневый сад» и смешавший в его контексте людей, кукол, пыль кулис и истории.



оригинальный адрес статьи

Пресса