Театральная компания ЗМ

Пресса

5 апреля 2005

Евнух ли принцесса Турандот?

Артур Соломонов | Известия

На "Золотую маску" привезли спектакль "PRO Турандот" питерского театра "Приют комедианта". Поставил его знаменитый режиссер Андрей Могучий. Постановка сражается за "Маску" в номинации "Лучший драматический спектакль малой формы".

Спектакль "PRO Турандот" создан способом, который для многих европейских театральных коллективов стал традиционным: собралась группа актеров и пустилась в неведомое плавание, цель которого не поставить текст Карло Гоцци, а разобраться со своими ассоциациями по его поводу, со своими личными мифами на тему "Турандот", а заодно и с мифами о китайской принцессе.



На сцене полумрак. Бамбуковая роща. Или же это лес копий. Подмостки порой заполняет дым. Несколько актеров лихо рассказывают нам историю о Калафе Тимуровиче, завоевавшем любовь принцессы Турандот. А вот и сам "Тимурыч" - "интеллигент в первом поколении". В смешной шапочке, в бахилах. И - понеслось: дыму подбавляют, про Путина шутят, загадки Турандот разгадывают.



Спектакль смотришь со все возрастающим недоумением: идея хорошая, режиссер и актеры увлечены, но, кажется, их так захватил процесс создания, что явить его результат, дать зрителю какую-то путеводную нить просто не хватило ни времени, ни желания. Или того и другого сразу. Зритель должен из возникающих на сцене образов создать свой спектакль. Ведь спектакль Могучего - обо всем на свете: о войне и мире, о политике и искусстве, о мужчине и женщине, о любви и ненависти... Похоже, честно говоря, на треп по телефону: не успеешь одну темку обсудить - подплывает вторая, ее накрывает еще одна, четвертая просится... Впрочем, отсутствие смысла - не беда. Ведь в таких акциях главное - стиль, способ высказывания. Объектом иронии, пародирования и еще черт знает чего здесь избрана "Принцесса Турандот". Вернее, объектов несколько: спектакль, что у многих на памяти, - с Юлией Борисовой и Василием Лановым (о нем и вспоминают, и даже демонстрируют по ТВ); знаменитая постановка Вахтангова; текст Карло Гоцци и стиль комедии дель арте. Словом, стилистических задач у этого спектакля не меньше, чем смысловых. Надо отдать должное: не выполнена ни одна. Если несколько злободневных шуток разбавить внезапными прыжками и ужимками, приправить все это неимоверным количеством цитат, сентиментальные моменты разбавить иронией и рассказами о евнухах, о подвигах, о славе - получится белиберда. Кстати, о евнухах. Вот что говорит о работе над ролью Турандот Мария Солопченко в журнале «Театр» (2004, № 3): «Евнухи в нашем спектакле все, кроме нас с Калафом. Я тоже просилась в евнушки. Но Могучий сказал: нельзя. То, что Калаф не будет евнухом, он знал сначала. А про Турандот сомневался. Оказалось, она продукт воображения евнухов».



Вот так, в тягостных сомнениях - евнух ли принцесса Турандот, создавался этот спектакль. Кстати, евнухи, по версии создателей спектакля, - не то, что мы все подумали. Это такой народ.



Проблема проста: у иронии нет объекта. Что, спектакль "Принцесса Турандот" с Юлией Борисовой - действительно миф? А спектакль Евгения Вахтангова? Иронизировать по поводу знаменитой вахтанговской иронии - это масло масляное. Хотя, конечно, эти цели были просто продекларированы, а потом проигнорированы. История становится, с одной стороны, зловещей и запутанной, с другой - внятной и уютной. Вот папа-царь приходит к дочке-принцессе и вспоминает про каких-то ее куколок, а дочурка капризничает. Если речь идет про принцессу Турандот и ее властительного родителя - это чуть-чуть смешно. А если показывают обычных папу и дочь? Без отсылов, цитат и, прости господи, игр с коллективной памятью это самостоятельной ценности не имеет. А все эти игры не работают просто потому, что не столь обширен в коллективной памяти отсек: "Принцесса Турандот", спектакль Вахтангова, спектакль Симонова".

"PRO Турандот" все время качает - от художественной чепухи к чепухе как таковой. И вторая, на мой взгляд, одерживает абсолютную победу.






оригинальный адрес статьи