Театральная компания ЗМ

Пресса

22 октября 2009

Вильнюс примерил "Золотую маску"

Надежда Грихачева | Литовский курьер

Нынешняя театральная осень в культурной столице Европы-2009 выдалась очень насыщенной. Не успел наш зритель, не избалованный гастролями знаменитых театров, прийти в себя от встречи с русским балетом – Московским Большим театром, как новый триумф – на этот раз российского театрального фестиваля «Золотая маска».



Впервые в рамках международного проекта фестиваль приехал в Вильнюс. Его организаторы - Русский драматический театр Литвы и Театр Оскараса Коршуноваса. На суд литовскому зрителю с 15 по 20 октября были представлены три спектакля трех российских театров, причем для литовской сцены все они были премьерными. «Рассказы Шукшина» московского Театра Наций в постановке рижского режиссера Алвиса Херманиса, «Захудалый род» Н. Лескова московского театра «Студия театрального искусства» в постановке руководителя театра и режиссера Сергея Женовача (кстати, «Захудалый род» - первый спектакль молодого, но весьма успешного театра-студии) и «Гроза» А. Островского драматического театра им. А.С. Пушкина из Магнитогорска в современной интерпретации питерского режиссера Льва Эренбурга. Залы Театральной арены и Типографии искусств, где проходил фестиваль и, к сожалению, не приспособленные к тому, чтобы вместить всех желающих увидеть великолепную игру Чулпан Хаматовой, Евгения Миронова, других звезд русской театральной сцены, были в буквальном смысле переполнены, спектакли проходили при полном аншлаге.



Такого мастерства русской театральной школы литовская публика не видела давно. «Золотая маска» вновь помогла убедиться в простой истине, что у высокого искусства нет ни границ, ни языковых барьеров. В Литве еще не забыли те времена, когда в Вильнюс с гастролями приезжали именитые российские театры. И как эхо из прошлого перед началом спектаклей «Золотой маски» звучал теперь уже непривычный, но хорошо знакомый любителям театра, вопрос: «Нет ли лишнего билетика?»...




Первая ласточка



«Золотая маска», которая в этом году отметила свое 15-летие – это ежегодный конкурс-фестиваль, который проходит в Москве. На фестиваль представляют спектакли прошедшего театрального сезона. Жюри примерно из 50 спектаклей отбирает самые лучшие, которые и становятся лауреатами «Золотой маски».



На протяжении последних девяти лет фестиваль со своими лучшими спектаклями выезжает на гастроли по городам России. Ведь не только в Литве, но и в самой России, по признанию генерального директора фестиваля «Золотая маска» Марии Ревякиной, «катастрофа с антрепризными спектаклями, которые за очень большие деньги показывают не самую лучшую продукцию». «Золотая маска» тем и отличается, что зритель может увидеть полноценные качественные работы.



Начиная с 2005 года, фестиваль «Золотая маска» вышел за пределы России и теперь ежегодно проходит в Эстонии и Латвии. В Литве в рамках программы «Вильнюс – культурная столица Европы-2009» «Золотая маска» стала первой ласточкой – будем надеяться, не последней. Пока это пробный «полет» в отличие от балтийских соседей, где фестиваль стал уже традиционным и программа «Золотой маски» весьма насыщена.
Как это ни печально, но у Литвы с Россией нет межправительственных соглашений по культурному сотрудничеству, которые дали бы возможность финансировать различные проекты наших двух стран. Российское министерство культуры готово подписать подобный документ, но наше министерство пока отмалчивается. В затянувшейся паузе страдает литовский зритель, поскольку в сложившейся ситуации он лишен возможности увидеть хорошие качественные постановки российских театров. Пока он вынужден пользоваться продуктом массовой культуры. Как точно заметил руководитель Русского драматического театра Литвы Йонас Вайткус, приветствуя открытие «Золотой маски» в Вильнюсе, «к нам очень часто приезжают разные театры из России, но они привозят не такие спектакли, какие хотелось бы, несмотря на то, что в них участвуют интересные актеры. Но это чуть-чуть другое искусство, от которого подустали и вильнюсцы, и Литва».



«Будем надеяться, что театральные, культурные формы Литвы и России не зависели, не зависят и не будут зависеть от политики, - отметила Мария Ревякина на пресс-конференции по случаю открытия фестиваля в Литве. – К счастью, нам удалось «прорваться» в любимую нами страну и привезти три спектакля».




«Шукшин объединил нас всех»



Театр Наций привез в Вильнюс «Рассказы Шукшина» в постановке латышского режиссера Алвиса Херманиса. Почти три года руководит Театром Наций Евгений Миронов. Это совсем необычный театр, который продюсирует собственные спектакли, организует международные и национальные фестивали. У театра молодежное направление, которое дает возможность проявить себя молодым талантливым режиссерам.



Евгений Миронов давно хотел пригласить Алвиса Херманиса в свой театр. Режиссер, который в своих постановках не раз обращался к русской литературе, впервые работал с русскими актерами. Идея поставить Шукшина принадлежит ему.



«Я с большой осторожностью отнесся к этой идее, - рассказал на пресс-конференции Евгений Миронов. - Мы как-то подзабыли творчество Василия Макаровича – оставили его благополучно в советском прошлом. Наверное, потому, что все попытки возвращения к Шукшину были неудачными. А теперь я так благодарен Алвису: для меня это большая актерская радость. Шукшин объединяет и актеров и зрителей, и всех зрителей между собой. У шукшинских рассказов нет территориальных границ».



В спектакле восемь человек, и каждый играет десять персонажей. Кроме Миронова и других актеров, в труппу вошла блестящая Чулпан Хаматова. Для того, чтобы глубже понять шукшинских героев, актеры и режиссер побывали на родине писателя в деревне Сростки на Алтае. «Мы жили там 10 дней, - вспоминает Е. Миронов. - Местные жители вначале встретили нас в штыки, потому что они привыкли, что к ним приезжают журналисты и говорят, а где, у какого забора валялся Василий Макарович. А потом в Москве все это начинает обрастать слухами, вот, дескать, какой мужик был Шукшин».



Главная тема рассказов Шукшина - конфликт городских и деревенских, незащищенность последних и огромная любовь писателя к этим людям. «И латыш, который побывал на родине Шукшина, первый смог увидеть это и почувствовать шукшинскую любовь к российской глубинке», - считает Миронов.



Поэтому и спектакль «Рассказы Шукшина» получился таким искренним, правдивым и, кстати, очень современным.




На вопрос, почему Миронов возглавил Театр Наций, актер признался, что иногда сам об этом думает. «Просто в какой-то момент меня стали не устраивать некоторые вещи. Так случилось, что я как артист обычно играю главные роли и участвую в проектах не только МХАТа или Табакерки – в моих театрах, в которых я работал и продолжаю сотрудничать, но и в отдельных проектах. Но меня не устраивает, как делаются спектакли, или как они выпускаются в жизнь. Если я главный артист, значит, я должен отвечать за все». И в какой-то момент, актер решил для себя: зачем кокетничать - надо тогда, действительно, попробовать отвечать за все. И он пробует до сих пор.




«Я не могу сказать, что я уже согласился внутри себя, что руководить театром - это моя стезя. Я попробую. По крайней мере, хочу дойти до какого-то конца, чтобы я понимал, что сделал все, что мог. А дальше посмотрим. Ведь актерская профессия – бездонна, это постоянный поиск. Можно играть Гамлета, я уверен, до конца жизни».



Продолжение следует?..




Итак, Вильнюс с успехом примерил «Золотую маску». Еще долго благодарный зритель будет делиться впечатлениями о фестивале.



На пресс-конференции почетные дипломы в знак благодарности за помощь и поддержку в организации фестиваля «Золотая маска» в Вильнюсе были вручены руководителю Русского драматического театра Литвы Йонасу Вайткусу, Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в Литовской Республике Владимиру Чхиквадзе и министру культуры Литвы Ремигиюсу Вилкайтису. Но будет ли продолжение фестиваля? Естественно, это зависит не от зрителей.




«Из всех городов, - сказал Евгений Миронов, - я очень хотел показать спектакль своего театра в Вильнюсе. Во-первых, это премьера, представление Театра Наций. Во-вторых, очень странно, что в Вильнюс приезжает так мало хороших театров. Редко приезжают и это так странно: в Латвию, в Эстонию зовут, а сюда нет. Я понимаю, что у вас перебор с гениями, но, честно говоря, жалко, когда гении варятся в своей кастрюле, в этом что-то есть нездоровое. Я рад, что ваш министр культуры так занят сегодня (на пресс-конференции вместо господина Ремигиюса Вилкайтиса Министерство культуры Литвы представляла Расида Жигене – старшиий сотрудник отдела профессионального искусства. – Прим. автора). Это значит, что ему есть чем заниматься в год, когда Вильнюс - культурная столица Европы. Я все-таки надеюсь, что у него иногда будет хватать времени на такие проекты, как «Золотая маска». Это уникальный проект, который объединяет. И очень здорово, что есть что-то, что может объединять, а не только разъединять нас».





оригинальный адрес статьи