11 сентября 2009

К нам едет...Алвис Херманис

Наталия Морозова | Телеграф ЖЗЛ

«Золотая маска» в Латвии» покажет его московский спектакль «Рассказы Шукшина».

В Риге с 4 по 15 октября пройдет театральный фестиваль «Золотая маска» в Латвии». Благодаря ему, начиная с 2005 года наши зрители имеют возможность смотреть лучшие новые российские спектакли.
В этом кризисном году программа не так насыщена, как раньше. Тем не менее на открытие должен приехать президент АНО «Фестиваль «Золотая маска» Георгий Тараторкин. Заявлено несколько пресс-конференций, творческая встреча Евгения Миронова со зрителями (10 октября в Доме Москвы), приемы в честь открытия и закрытия фестиваля. Спектаклей всего четыре, но зато какие это постановки, какие имена!..

Смех сквозь слезы...

Фестиваль откроется 4 октября спектаклем «Дядюшкин сон» питерского БДТ им. Г.А.Товстоногова в Большом зале театра «Дайлес». Повесть Достоевского перенес на сцену художественный руководитель БДТ, тонкий и яркий режиссер Темур Чхеидзе.
В главных ролях — Олег Басилашвили («Золотая маска» 2009 года за роль князя К.), Алиса Фрейндлих, Евгений Чудаков, Полина Толстун. Оформлял постановку Эмиль Капелюш, музыка — всемирно известного питерского композитора Александра Кнайфеля.
Повесть «Дядюшкин сон» впервые была опубликована 1859 году, и именно с ее постановки в Малом театре в 1878-м началось «настоящее театральное бытие прозы Достоевского» на сценах мира. Нынешней постановкой БДТ предлагает зрителю совершенно неожиданного Достоевского. Чхеидзе говорит: «Захотелось взглянуть на этот сюжет как-то иначе, чем мы привыкли, тем более, что все предпосылки к этому есть в самом тексте.
Несмотря на то что при чтении «Дядюшкин сон» в большей своей части вызывает гомерический хохот, он таит в себе настоящую грусть. Видимая первоначальная легкость плавно и незаметно, но совершенно убедительно переходит в абсолютно серьезное повествование, ... в нем есть и анекдот, и водевиль, и драма — великолепное сочетание несочетаемого».
Нашумевший спектакль «Рассказы Шукшина» поставлен одним из культовых европейских режиссеров, художественным руководителем Нового Рижского театра Алвисом Херманисом на сцене московского Театра Наций. Рижане его увидят 9 и 10 октября в Большом зале театра «Дайлес». Билеты, разумеется, были раскуплены мгновенно.
Кроме Херманиса и художника-фотографа Моники Пормале, к созданию спектакля причастны замечательные российские актеры Чулпан Хаматова и Евгений Миронов (по совместительству — руководитель Театра Наций).
Именно Миронов пригласил на постановку латыша Алвиса Херманиса, который всегда подчеркивает, что вырос на русской литературе, и успешно ставит русских прозаиков и драматургов в своем театре. Идея поработать еще и с блестящими русскими актерами его, конечно, вдохновила.
Прежде чем приступить к репетициям, режиссер повез артистов на родину Шукшина, где живут многие шукшинские прототипы. Но актеры не копируют речь и манеры реальных обитателей Сростков, а играют персонажей русской деревни, оставаясь современными жителями мегаполиса.

...и Чехов в интерпретации Ноймайера
Не менее громкие и яркие имена значатся на афишах московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. 13 октября театр покажет в Большом зале Латвийской Национальной оперы комическую оперу Вольфганга Амедея Моцарта «Так поступают все женщины» (Cosi fan tutte), 15 октября — балет одного из столпов современной мировой хореографии Джона Ноймайера по пьесе А.П.Чехова «Чайка» .
Оперу поставил знаменитый режиссер Александр Титель, за дирижерским пультом будет Вольф Горелик. Солисты Наталья Мурадымова, Наталья Владимирская, Лариса Андреева, Алексей Долгов, Илья Павлов, Дмитрий Зуев разыгрывают историю любви и измен на фоне войны. «Война многое проясняет, укорачивает, сокращает, — отмечает Александр Титель. — И в то же время на войне многое допускается: война все спишет, потому что завтра меня могут ранить или убить. И женщины это понимают».
Что касается балета «Чайка», то всемирно известный американо-германский хореограф Джон Ноймайер является автором не только его хореографии, но и декораций, костюмов, постановки света. Под музыку Шостаковича, Чайковского, Скрябина, а также Ивелин Гленни (дирижер — Феликс Коробов и оркестр ЛНО) знаменитый чеховский сюжет «вытанцовывают» народные и заслуженные артисты и просто отличные танцовщики. Среди них Татьяна Чернобровкина, Дмитрий Хамзин, Дмитрий Романенко, Георги Смилевски.
В спектакле практически нет чеховского домашнего уюта, это балет о становлении нового искусства, нового танца, с остроумными пародиями на классику. В дуэте Треплева и Нины Заречной хореограф смешивает классические позиции с рискованными акробатическими поддержками, сломанными модерновыми линиями и практически бытовыми жестами



оригинальный адрес статьи

Пресса