30 октября 2009

Олег Басилашвили: «Нами движет только доброта»

Николай Караев | День за Днем

Аристотель сказал: человек – животное политическое. Олег Басилашвили с этим определением согласен на все сто. Художник, говорит он, не может оставаться вне политики.

Даже фильмы и спектакли, в которых Олег Валерианович играл и играет, он делит на политические и остальные. «Дядюшкин сон» по повести Достоевского в постановке БДТ – спектакль, никакого отношения к политике не имеющий. За роль князя в «Дядюшкином сне» Олег Басилашвили получил в этом году самую престижную театральную премию России – «Золотую Маску». Спектакль претендовал на эту премию и в номинациях «Лучший спектакль в драме», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая женская роль», причем в последнюю номинацию были включены сразу две актрисы – легенда российского театра и кино Алиса Фрейндлих (Марья Александровна Москалева) и начинающая актриса Полина Толстун (ее дочь Зинаида). «Дядюшкин сон» был показан в Эстонии на сцене Русского театра 6 и 7 октября в рамках фестиваля «Золотая Маска в Эстонии».

Для Олега Басилашвили роль князя – словно квинтэссенция его ролей последних десятилетий: старый, мечтательный и не теряющий достоинства князь похож и на графа Призорова из «Снов», и на пенсионера из «Небес обетованных», и на римского папу Александра (Борджа) из фильма «Яды, или История отравлений» (и когда князь говорит о том, что в профиль он похож на папу римского, ассоциация возникает мгновенно). Роль князя в различных постановках «Дядюшкиного сна» играли множество прекрасных актеров, включая Сергея Мартинсона и Марка Прудкина; наш зритель наверняка помнит и постановку Русского театра с Херардо Контрерасом. Олег Басилашвили не порывает с традицией – но, как сказал на приеме в таллиннской Ратуше президент фестиваля «Золотая Маска» Георгий Тараторкин, именно из приверженности традиции рождается новое.

26 сентября Олег Валерианович отметил свое 75-летие, и мимо этого события не прошла ни одна уважающая себя российская газета. Понятно, что теперь актер не слишком охотно общается с журналистами. «ДД» удалось взять у Олега Басилашвили блиц-интервью:

– Вы и Алиса Бруновна – легенды театрального искусства, Полина Толстун – начинающая актриса. В «Дядюшкином сне» у вас получился прекрасный ансамбль. Гармония столь непростого спектакля – чья это заслуга?

– Разумеется, это заслуга в первую очередь режиссера – Темура Нодаровича Чхеидзе: он смог свести столь разные индивидуальности к одному знаменателю.

– Вам легко было работать с Полиной?

– Да. Она, по-моему, человек очень талантливый, и у нее впереди большое будущее. Поначалу она замкнулась в себе, но это психологический зажим – он бывает у всех начинающих актеров. Молодая актриса, стеснялась. А потом увидела, что все точно так же ничего не умеют делать, как и она...

– Одна из самых знаменитых ваших киноролей последних лет – Воланд в сериале «Мастер и Маргарита». Многие актеры говорят, что это роковой во всех смыслах текст. Вы играли Воланда без предубеждений?

– А почему должны возникать какие-то предубеждения? У меня такое ощущение, что это самопиар – люди рассказывают об этих своих страхах, желая вызвать интерес к себе. Потому что непосредственно к религии роман Булгакова не имеет ни малейшего отношения. Это типичный политический роман о страхе перед той системой, которую создал Сталин, вот и всё. Недаром Булгаков говорит, что его герой – не Иисус, а Иешуа Га-Ноцри, сын сирийца, ну и так далее... Так что – никаких страхов у меня не было, их и быть не должно.

– Не секрет, что вы стоите на либеральных позициях, и российские ура-патриоты вас порицают. Многие ваши коллеги предпочитают отмежевываться от политики. У вас есть внутренняя потребность в политической позиции?

– Актер, да и любой художник не может быть аполитичным, как бы он ни хотел стать таковым. Потому что движет нами только доброта, справедливость, желание лучшего своему народу, желание, чтобы народ был свободным. Так что вне политики художник быть не может. Он обязан быть по крайней мере в курсе того, что происходит, и иметь какие-то пристрастия. А как иначе? Только так.



оригинальный адрес статьи

Пресса