Театральная компания ЗМ

Пресса

8 декабря 2009

Ни Фоменко, ни Додина: Объявлены номинанты «Золотой Маски»

Глеб Ситковский | Газета "Труд"

Для того чтобы узнать имена остальных лауреатов, придется дожидаться весны — 16-я «Золотая Маска» пройдет с 27 марта по 15 апреля 2010 года. Конкурс в разделе драматического театра окажется в этот раз, увы, слабоват, но такова объективная реальность — прошлый сезон явно не задался ни в Москве, ни в Питере, ни в остальной России. Сенсацией предстоящего фестиваля можно счесть тот факт, что впервые за много лет эксперты проигнорировали две в высшей степени конкурентоспособные постановки Петра Фоменко («Сказка Арденнского леса») и Льва Додина («Долгое путешествие в ночь»). Среди тех, кто, в отличие от Фоменко и Додина, снискал благоволение экспертного совета, — режиссеры Константин Богомолов («Старший сын» в Театре Табакова), Сергей Женовач («Река Потудань» в Студии театрального искусства), Евгений Каменькович («Улисс» в «Мастерской П. Фоменко»), Валерий Фокин («Ксения. История любви», Александринский театр), Римас Туминас («Троил и Крессида, Театр Вахтангова) и другие. Фаворитом в номинации «Спектакль большой формы» заранее можно назвать «Рассказы Шукшина» (Театр наций) в постановке Алвиса Херманиса. А у Евгения Миронова есть довольно много шансов получить награду за лучшую мужскую роль. Спектакль Дмитрия Крымова «Опус № 7» фигурирует в номинации «Эксперимент» наравне с ещё четырьмя постановками, которые, впрочем, нашумели в прошлом сезоне гораздо меньше. Среди провинциальных спектаклей, выдвинутых на соискание премии, — работы из Ярославля, Перми, Новосибирска, Екатеринбурга и Кирова.

Музыкальная афиша, несмотря на обилие опер, отобранных экспертами, скорее объективно представляет общий срез, нежели блистает множеством ярких работ. К тому же у одного из самых интересных проектов сезона — новосибирского «Макбета» Верди в постановке Курентзиса и Чернякова совместной с Гранд Опера — очень немного шансов быть показанным в Москве, поскольку технически эта затея почти неосуществима. В остальном мариинская «Гоголиада» — скорее дань обилию новых композиторских и постановочных имен, а моцартовский «Идоменей», где блещут колоратурами Жанна Домбровская и Анастасия Калагина, — современному европейскому дизайну, наконец ставшему повседневностью нашей оперной сцены. Ещё более «дизайнерской» выглядит «Лючия ди Ламмермур» с прекрасными декорациями Андриса Фрейбергса и не менее достойным номинаций пением Хиблы Герзмава и Алексея Долгова. Не могли остаться без номинаций и две новые партитуры — кобекинский «Гамлет», поставленный Александром Тителем в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, и «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского, поставленный Георгием Исаакяном в Перми.

Традиционный театр, не блещущий режиссерскими идеями, но очень качественно воспроизведенный, будет представлен «масочному» зрителю в «Князе Игоре», превосходно сыгранном русско-польским маэстро Евгением Волынским, и екатеринбургской «Свадьбе Фигаро», подготовленной итальянцем Фабио Мастранджело практически на европейском уровне.

Балет в этом году лишился всех редакций классических балетов, как провинциальных, так и столичных, и в результате Мариинка привезет ироничного и яркого «Конька-горбунка» в постановке Ратманского, Новосибирск — премьеру хореографа Эдварда Льянга «Бессмертие в любви» и постановку знаменитого балета Баланчина «Не все ли равно». Театр Станиславского и Немировича-Данченко покажет «Na Floresta» знаменитого современного хореографа Начо Дуато, а Большой — «Русские сезоны» в постановке Ратманского на музыку Десятникова (тоже не мировая премьера, а потому лишенная хореографической частной номинации). Попали в номинанты и традиционные для «Золотой маски» Алла Сигалова, которая ввиду беременности Чулпан Хаматовой теперь сама танцует в «Бедной Лизе», и Борис Эйфман с «Евгением Онегиным». А среди номинантов в оперетте и мюзикле очевидными фаворитами выглядят саратовские «Бандиты» Жака Оффенбаха и «Шербургские зонтики» Мишеля Леграна, поставленные в питерском театре «Карамболь» Василием Бархатовым и Зиновием Марголиным.


оригинальный адрес статьи