14 декабря 2009

В культуре: Детей не бросят, Стадлера – тоже

Григорий Заславский | Независимая

На прошлой неделе прошла очередная коллегия в Министерстве культуры. В частности, говорили о детском театре. Выступали Алексей Бородин, Андрей Лучин и Виктор Проворов – соответственно руководители трех федеральных театров, Российского академического молодежного, Государственного центрального академического театра кукол имени Сергея Образцова и имени Натальи Сац. В результате решили, что детским театрам надо, конечно, помогать и дальше, но, имея на то право, так сказать, на основании собственного опыта, Валерий Фокин, худрук Александринского театра, заметил, что своя художественная концепция имеется из трех названных только у Молодежного театра, которым руководит Бородин. Это правда: здесь дают пробовать силы молодым режиссерам, не первый год успешно, во всяком случае, интересно разворачивается экспериментальный «Ночной проект» и т.д. Образцовский театр, чего Валерий Фокин, вероятно, узнать не успел, тоже начал оживать с приходом нового директора, но, конечно, проблема таких театров – всегда одна: после ухода яркого лидера, лидера-основателя, возникает провал. Соединить традиции, сохранить все, что поддается сохранению (почему-то мне думается, что в кукольном театре это не то чтобы проще, но – возможнее), и идти дальше, жить дальше... Нужен лидер. Лидеров на всех найти пока не удается.

Обсуждали на коллегии и концепцию развития Петербургской консерватории, которую нынешний и.о. ректора скрипач Сергей Стадлер думает решить к 2012 году, а до того Стадлер надеется наконец перестать быть исполняющим обязанности и сделаться законно избранным ректором. В эту среду, 16 декабря, должна состояться конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Санкт-Петербургской государственной консерватории, в ходе которой, как планируется, пройдет голосование.

Несмотря на наличие оппозиции, не скрывающей своего нежелания выбирать Стадлера, он пока – единственный кандидат, утвержденный, хотя и со второй попытки, новым ученым советом.

На минувшей неделе названы были номинанты «Золотой маски». Номинанты и несколько лауреатов. «Маски» в почетной номинации «За честь и достоинство» получит наконец Владимир Михайлович Зельдин, а кроме него – Вера Кузьминична Васильева и Иван Андреевич Ромашко, солист Новосибирского театра музкомедии. За поддержку театрального искусства отметили заслуги управляющего делами президента Владимира Кожина. Наверное, он и вправду любит театр. Но как-то странно награждать чиновника, который – ну просто по праву рождения в стране великого театра – обязан быть внимательным, в том числе и к искусству сцены... А с другой стороны, неужели он бы перестал любить театр, если бы его не наградили?

Сразу после объявления номинантов мы уже успели высказать свое недоумение в связи с отсутствием в списке Малого театра со спектаклем «Дети солнца». Но это не все. Ни в драме, ни в музыкальном театре, ни даже среди экспериментальных работ не нашли места для спектакля Ивана Поповского «Времена... года...». Почему? В «Золотой маске», как у Аркадия Райкина, за пошитый костюм отвечают сразу все. Хорошо, итоги «Хрустальной Турандот» и «Гвоздя сезона», разумеется, ни для кого не указ, хотя в разных премиях заседают очень часто одни и те же эксперты. Но есть ведь и абсолютные лидеры. «Рассказы Шукшина» – наверное, да. Но ведь и «Времена... года...» точно так же отметили почти все. Нет их в списке. Алексей Кузьмин из Ярославского театра, слов нет, интересно играет Чацкого, по-новому, можно сказать – по-другому. Но Василий Бочкарев как минимум играет не хуже, имея в виду «Детей солнца» в Малом. И Иван Поповски – не менее экспериментален, чем Дмитрий Крымов, Георг Жено и Михаил Угаров. Хуже или лучше – тот случай, когда правильнее было бы, хочется повторить, оставить этот выбор жюри.



оригинальный адрес статьи

Пресса