Театральная компания ЗМ

Пресса

3 февраля 2010

Валерий Гергиев дал ответ "Аватару"

Ольга Романцова | Газета "Газета"

Мариинский театр показал на Новой сцене Большого театра оперу Рихарда Штрауса "Женщина без тени". Усилиями организаторов "Золотой маски" она приехала в тандеме с номинантом премии нынешнего года — оперой "Свадьба Фигаро". Чтобы "Женщина без тени", до этого не ставившаяся в России, прозвучала в Москве не хуже, чем в петербургской Мариинке, музыканты и певцы театра заняли все свободное от зрителей пространство Новой сцены.
Задуманный Штраусом эффект "музыки за сценой" возник, когда часть оркестрантов играла в фойе партера, чуть приоткрывая дверь в зал. Детский хор пел на верхнем зрительском ярусе слева, взрослый хор — справа, одному из героев пришлось петь, стоя прямо над директорской ложей.

Эти перемещения позволили слушателям оценить красоту самой сложной из опер Рихарда Штрауса. "Женщина без тени", произвела такой же эффект, как вагнеровское "Кольцо", которое Мариинка тоже привозила в Москву в рамках "Золотой маски". Тогда четыре с лишним часа пролетали незаметно: публика порой теряла ощущение времени и пространства.

В данном случае эффект усиливало фантастическое либретто "Женщины без тени", написанное немецким символистом Гуго фон Гофмансталем. Оно даст фору любому фантастическому фильму, непонятно, почему его до сих пор не экранизировал кто-нибудь из голливудских мастеров.

События оперы разворачиваются в двух параллельных мирах. В первом живут император фантастических южных земель и его супруга, дочь повелителя духов Кейкобада. Императрица, гулявшая по лесу в облике лани, превратилась в человека, когда император ее подстрелил.
Но превращение прошло неудачно: она не отбрасывает тени и не может иметь детей. Чтобы дочка решила эту проблему, Кейкобад ставит условие: если у нее не будет тени, ее муж-император окаменеет. И тогда императрица вместе с ведьмой-кормилицей отправляется на Землю. Там кормилица приметила жену красильщика-ремесленника Барака, которая ссорится с мужем и не хочет от него детей. Она готова продать тень, да вот незадача — сделка войдет в силу, если она изменит мужу. А жене Барака не хочется грешить. В общем, как и в "Аватаре", ничего хорошего из встречи и столкновения обитателей двух миров не получается. Хотя проблему с отсутствием тени и нерожденными детьми к финалу все же удается разрешить.
Музыка оперы — нервная, экспрессивная, замешанная на фрейдистских комплексах, по сложности ни в чем не уступает либретто. Это для дирижера Валерия Гергиева — самый подходящий материал. Маэстро не особо привлекают комические или мелодраматические истории, происходящие с обычными людьми. Зато если музыка наполнена внутренними конфликтами, недвусмысленно говорит о паранормальных явлениях или присутствии в обыденной жизни потусторонних сил, маэстро с удовольствием берется за дирижерскую палочку. Рихард Штраус — наряду с Вагнером и Прокофьевым — один из его любимых композиторов. А "Женщина без тени" стала четвертой по счету оперой Штрауса, поставленной в Мариинке при Гергиеве.
Ведомый дирижером оркестр Мариинского театра рисовал музыкальные картины одна фантастичнее другой. Обе главные героини — жена Барака (Ольга Сергеева) и императрица (Млада Худолей) — отлично пели и мастерски играли женщин ярких, стервозных и, мягко говоря, неоднозначных. Сравняться с каким-нибудь фантастическим голливудским блокбастером "Женщине без тени" мешает лишь постановка. Режиссер Джонатан Кент и художник Пол Браун создали на сцене два параллельных мира. Один из них — жилище красильщика Барака напоминает огромный гараж, где кроме потрепанного авто поместились еще три стиральных машинки, продавленный диван да телевизор.

В последнем акте, когда семейная жизнь Барака окончательно разладилась, стиральные машинки и автомобиль взлетели в воздух и зависли под колосниками. Фантастический мир, где обитает императрица, спрятали за прозрачным суперзанавесом. За ним то расцветали огромные, диковинные цветы, то плавали огромные рыбы. По суперзанавесу клубились тучи и плескались волны, демонстрируя совершенство компьютерной проекции и создавая ощущение чего-то уже виденного. Мизансцены изобретательностью тоже не блистали. Экспертам решать, попадет ли "Женщина без тени" в число номинантов "Золотой маски" — 2011 (ее премьера состоялась в ноябре 2009 года, поэтому на премию 2010 года она претендовать не может). Но ее двухдневные гастроли в Москве точно станут одним из событий нынешнего музыкального сезона.


оригинальный адрес статьи