Театральная компания ЗМ

Пресса

6 апреля 2005

Боги, куклы и люди

Мария Колганова | Независимая газета

Возвращение к корням на «Золотой маске»






В этом году кукольники, кажется, решили окончательно уничтожить существующее «кое-где у нас порой» предубеждение в несерьезности этого жанра: из четырех спектаклей-номинантов на «Маску» детям адресован лишь один, прочие затрагивают совсем не детские темы. «Атанатомания» из Хакасии и «Человек» из Якутии – два спектакля о Человеке Зазнавшемся, забывшем о корнях и возомнившем себя царем природы.

Спектакль Евгения Ибрагимова с броским названием «ATHANATOMANIA», что в переводе с греческого означает «мания бессмертия», – совместный проект Хакасского национального театра кукол «Сказка» (Абакан) и национального фонда «Страна заповедная» – а проще говоря, создан по заказу экологического фонда. Поэтому каждая из не связанных между собой картинок-миниатюр, из которых этот спектакль состоит, более или менее изящно иллюстрирует одну и ту же мысль: человек губит природу, и это нехорошо.



«Атанатомании» не откажешь в обаянии, которое во многом обусловлено работой художника Сергея Иванникова. Тщательно, с любовью сделанные маленькие куколки хочется рассматривать и рассматривать (впрочем, сделать это, сидя дальше третьего ряда, непросто). В крошечном сценическом пространстве Иванникову удается создать такую красоту, что уже безо всякого спектакля ясно, что уничтожать ее – преступление. Тем не менее по-настоящему эмоциональных, на контрапункте работающих эпизодов в спектакле немного. Один из удачных: молодой человек у ночного костра тихонько наигрывает своей любимой на гитаре что-то обобщенно-бардовское, и такие вокруг разлиты гармония и покой... Но вот поле видимости чуть расширяется – и рядом с влюбленными обнаруживается окровавленная туша оленя. Или другая картинка: прошел кислотный дождь, и с огромных прекрасных бабочек смылась краска, скукожилось дерево, а с жирафа и зебры медленно сползают их нарядные шкуры.



Большинство же эпизодов довольно умозрительны и воспринимаются исключительно головой. И чтобы уж совсем не оставалось сомнений, о чем спектакль: человек забрался на дерево и пилит ветку, на которой сидит. Все-таки в художественном произведении, пусть даже сделанном по заказу, всегда ожидаешь более изящных ходов.



В отличие от «Атанатомании», по крайней мере отличающейся ясностью высказывания, создатели спектакля «Человек» (Театр актера и Куклы Республики Саха (Якутия), Нерюнгри, режиссер-постановщик Петр Скрябин, художник Ольга Лупанова) явно хотели сказать что-то очень важное об отношении человека с самим собой и с мирозданием, но не сумели подобрать нужных слов.



Спектакль, основанный на поэтических произведениях Анемподиста Софронова, буквально соткан из общих мест. Если это злой дух, то он непременно появляется в красном свете, демонически хохочет и устрашающе потрясает черными полами-крыльями своего плаща. Добрый дух соответственно является в свете голубом и трепетно взмахивает белым крылом. Зарвавшийся Человек «аллегорически» изображается все увеличивающейся куклой, пока не превращается в монстра, головой попирающего колосники. Вот тогда-то и начинает он гроздьями сгребать людей-кукол и уничтожать их – и, конечно, опять в красном свете, под грохот взрывов и автоматных очередей. При этом в местах, такой прямой иллюстративностью не обладающих, понять, что происходит, можно в основном из деклараций беса и ангела и звучащих «с небес» стихов, за ложной многозначительностью которых скрывается все то же общее место. «Прошу тебя, Аркадий, не говори красиво!» – то и дело хотелось застонать словами Базарова. Детям, впрочем, нравилось.



Есть в программе «Маски» и еще одно произведение на близкую тему – «Апокалипсис» театра «Тень». Этот десятиминутный спектакль, который номинирован на «Новацию», играется в спичечных коробках для единственного зрителя, а потому для жюри будет устроен специальный видеопоказ.


оригинальный адрес статьи