Театральная компания ЗМ

Пресса

4 февраля 2010

Любовь и смерть на Золотой Маске

Павел Ященков | Москвосвкий комсомолец

На сцене Большого театра вместе с «Золотой маской» отметил своё 65-летие популярный певец и композитор, знаменитый соловей советской эстрады Полад Бюльбюль оглы. До начала самого фестиваля ещё целый месяц, но первые ласточки уже полетели, а соловьи, как видим, раньше времени запели. Проходящую в рамках фестиваля только во второй раз внеконкурсную программу «Маска Плюс» открыл балет юбиляра «Любовь и Смерть», привезенный в Москву одним из старейших музыкальных театров России.


Собственно если б ни известное на всем постсоветском пространстве имя, спектакль в исполнении Екатеринбургского академического театра оперы и балета на фестиваль вряд ли бы попал. Бывший эстрадный соловей постепенно остепенился и сейчас стал фигурой вполне респектабельной и политической. «Вашим превосходительством чрезвычайным и полномочным послом республики Азербайджан в Москве» величал со сцены перед началом спектакля своего друга пришедший его поздравить спецпредставитель президента РФ по гуманитарному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Так что проект показанный в Большом, если прибавить что дирижером-постановщиком балета был итальянец Фабио Мастранжело был вполне себе международным: российско-итальяно-азербайджанским. Да и произведение, которое в редкие часы досуга переложил на музыку господин посол, не шуточное: имеющий более чем 1300-летнюю историю древнейший эпос «Китаби Деде Горгуд» («Книга Отца Моего – Горгуда»). И повествует он среди прочего о любви юноши Азера и девушки Байджан.
Так что событие, прошедшее на сцене Большого театра было чисто политическое и служащее, как и полагается в таких случаях, делу укрепления дружбы между российским и азербайджанским народами. Ну и конечно сам факт показа балета в фестивальных рамках в Москве очень важен и принципиален для «Золотой маски»: один из старейших в России музыкальных театров, которому через полтора года исполнится 100 лет, имеет возможность похвастаться в столице своими достижениями, а столичная публика оценить, что делается в глубинке.




Собственно на этом вся важность представленного в Москве культурного события и заканчивается. И тут становится даже удивительно, как ухитрилась госпожа Надежда Малыгина, хореограф и постановщик «Любви и Смерти», а с этого сезона и главный балетмейстер Екатеринбургского театра, такое приятное занятие, как просмотр балетного спектакля сделать столь нудным и неинтересным. Известная своими современными постановками (как например «Биттлз навсегда», где в балетном исполнении предстает культовая ливерпульская четверка) хореограф, к вполне удобоваримой, хорошо запоминающейся, мелодичной и пропитанной национальным колоритом музыке Бюльбюль оглы, не смогла придумать сколь нибудь адекватной хореографии.



Полученную у неё гремучую смесь из модерна, классики и стилизованных под народные танцев - можно смело назвать бормотухой. Впрочем, хореограф, чтоб зритель не впал в спячку окончательно, разбавляет их в разных пропорциях масштабными зубодробительными битвами на мечах, где дерутся не только мужчины, но и женщины. Добавлено и эротики (впрочем, очень не эротичной) по вкусу: любовный дуэт в свадебном шатре, откуда влюбленных, прервав их соитие, похищают враги; или танцы наложниц в стане кыпчаков. А в заключительных сценах, когда преданные своим, так же влюбленным в красотку, соплеменником Ялынджиком (Денис Зайнтдинов), Азер (Виктор Механошин) и Байджан (Наталья Кузнецова) погибают и Смерть (Елена Кабанова) уже торжествует, видя, как герои превращаются в камни (растягивающиеся тряпки), любовь, как и положено, все-таки смерть побеждает. «Покинувшие земные пределы и устремленные в Вечность» (как написано в программке) влюбленные, вместе с другими «душами отважных», отвязно пляшут голышом (в обтягивающих костюмах телесного цвета) в райских кущах. А современные дети, одетые в джинсы (мальчик) и короткое платьице (девочка), которых тоже зовут Азер и Байджан, бродят среди камней и вспоминают национальных героев.




оригинальный адрес статьи