Театральная компания ЗМ

Пресса

26 февраля 2010

"Золотая маска 2010": золотая лихорадка

Алла Шендерова, Лейла Гучмазова | Ваш досуг

С начала марта по середину апреля Москву ждет театральный нон-стоп. «Ваш досуг» выбрал самые интересные спектакли из программы 16-го фестиваля.


«Конек-Горбунок»

Мариинский театр

Прелесть, а не спектакль. Витальная история очередного Ивана-дурака, всех дураков посрамившего, в постановке Алексея Ратманского на музыку Родиона Щедрина обрела иронию и пружинящий сюжет, плюс обросла мелкими «ратманскими штучками». Жеманная Царь-девица лихо крутит пируэты, но знакома и с рок-н-роллом. Туповатые братцы Ивана — нечто среднее между битником и гопником. Царева челядь вызывает непрямые, но остаточно внятные ассоциации с аппаратом президента и правительства. Хореограф заставил полюбить даже сцену в подводном царстве, где рыбки в поп-артовских маечках веселятся до упаду. Между тем при желании в лукавом спектакле можно увидеть «большой привет» поискам новой национальной идеи. Очень весело.

2, 3 марта / 19.00 / Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко / ул. Б. Дмитровка, 17 Драма




«Ксения. История любви»
Александринский театр

Валерий Фокин продолжает переосмыслять знаменитые питерские легенды. В данном случае — легенду о блаженной Ксении, жившей в Петербурге в ХШ веке. Неожиданно лишившись мужа, она приняла его облик — чтобы отмолить его душу, ушедшую на небо без покаяния. Молодой драматург Вадим Леванов переложил историю современным языком, а Фокин поставил жесткий, провокационный, лишенный елея, но не лишенный фантасмагории спектакль, в котором по-мальчишески стриженая Ксения (Янина Лакоба) странствует по городу под песенку Димы Билана, встречаясь с вереницей самых невообразимых человеческих типов. Любителей благостных ортодоксальных сюжетов просят остаться дома.

3 марта / 19.00 / МХТ имени Чехова / Камергерский пер., 3



«Тонкие благородные газы»

Новый Рижский театр

Постановка знаменитого Нового рижского театра, руководимого Алвисом Херманисом. Для своего дебюта в НРТ недавняя выпускница Камы Гинкаса Илзе Рудзите выбрала пьесу американца Адама Раппа о кризисе нынешних 30-летних. Ее герои сравнивают себя с инертными газами, не вступающими в соединение ни с какими элементами таблицы Менделеева. Вот так же и бывшие рок-музыканты из спектакля выбирают травку, алкоголь и безделье — лишь бы не служить идиотским стереотипам массового сознания. Как тонко и иронично играют это латышские актеры — надо видеть.

11, 12 марта / 19.00 / Центр им. Мейерхольда / Новослободская ул., 23



«Жизнь удалась»

Театр.doc

Претендент на «Маску» в номинации «Новация» — спектакль Михаила Угарова по пьесе Павла Пряжко. Это новая драма в чистом виде — с потоком ненормативной лексики и четверкой дебиловатых молодых героев, желания которых сводятся к еде, сексу, деньгам. И это потрясающе смешной и талантливый спектакль, доводящий до абсурда все темы новой драмы. Безысходнее уже некуда — дальше тупик.
17 марта, 10, 11 апреля / Центр им. Мейерхольда / Новослободская ул., 23




«Рассказы Шукшина»
Театр Наций

Спектакль латыша Алвиса Херманиса, поставленный с актерами Театра Наций, можно смело назвать самой громкой и успешной постановкой прошлого сезона — за год своего существования он успел объехать все престижные фестивали, его восторженно принимают и вип-зрители в Барвихе, и скромная публика в зале Театра на Малой Бронной. Такого единодушия в зрительских оценках не наблюдалось давно. Как и «Ксения», «Рассказы Шушкина» претендуют на звание «Лучший спектакль большой формы». На актерские «Маски» выдвинуты Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.

29 марта / Театр на Малой Бронной / М. Бронная ул., 4




«Я думаю о вас»

Проект фестиваля NET и Французского культурного центра
Француз Дидье Руис едет в Москву, чтобы осуществить проект, который он делает по всему миру. В каждой стране Руис выбирает нескольких пожилых людей, никогда не выступавших на сцене, сажает в ряд в двух метрах от зрителей и просит рассказать о своей жизни. Сила русского проекта такова, что отъявленные циники утирают на спектакле глаза — что поделать, у России в ХХ веке была не самая веселая история. Спектакль Руиса претендует на «Маску» в номинации «новация». В Москве он идет крайне редко — так что не упускайте шанса.

1 апреля / Сцена «Под крышей» Театра имени Моссовета / Б. Садовая ул., 16


«Макбет»

Театр «Красный факел»

25-летний выпускник РАТИ Тимофей Кулябин вернулся в родной Новосибирск и стал выпускать спектакли, о которых сначала заговорила вся театральная Сибирь, а теперь уже и вся Россия. На «Маску» претендует его «Макбет» — современное переосмысление трагедии Шекспира, где будущие враги, армейские приятели Макбет и Банко, гоняют в футбол, а ведьмы напоминают девчонок с дискотеки. И никто сперва не помышляет об убийствах, просто Макбету приспичило стать самым крутым парнем.
6 апреля / 19.00 / Театр им. Маяковского / Б. Никитская ул., 19


«Шербурские зонтики»

Театр «Карамболь» (Санкт-Петербург)

Перенести в театр историю, над которой обливалась слезами чуть ли не вся женская половина человечества прошлого века, — на это надо было решиться. Однако театр «Карамболь» смелый театр, а на постановку он пригласил Василия Бархатова, стремительно ставшего из самого молодого — самым модным и самым нужным. Вместе с художником Зиновием Марголиным Бархатов переводит в европейский формат чеховские мотивы: неумолимость надежного быта иссушает и обесцвечивает самый трепетный романтизм. И никакой сентиментальной слезливости — ее хватает в музыке.

6 апреля / 19.00 / РАМТ / Театральная пл., 2




«Ромео и Джульетта»

Музыкальный театр Республики Карелия (Петрозаводск)

Взять классическую партитуру Прокофьева и сделать из нее большой салат — задача амбициозная, и Петрозаводский театр с ней справился. В сценографию намешаны давние реалии прошлого века (привет «Вестсайдской истории» ), в танец — классический балет и танец 90-х, в сюжете есть Шекспир и обобщенные мысли «о вечном» с метафорическими танцующими фигурами. Спектакль должен понравиться — а может, и довести до экстаза — молодых зрителей. Это первый выезд на национальный фестиваль Петрозаводского театра, и театр волнуется. Впрочем, у него есть два безусловных козыря — исполнители ролей Джульетты и Меркуцио, номинированные на персональные «Маски».

7 апреля / 19.00 / Театр Армии / Суворовская пл., 2



«Дон Жуан»

Театр «Санктъ-Петербург Опера»

Три с половиной часа самой прекрасной музыки и очень хорошего лицедейства. Юрий Александров живет с приклеенной репутацией мастера постмодернизма от соц-арта, однако в этой постановке он замахнулся на большее. Прямодушный зритель увидит попсовый шик, пластик вместо мрамора, блескучую сценографию и грубый маскарад вместо тонкой «про-моцартовской» игры. Однако зритель въедливый разглядит психологию: Дон Жуану противостоят ходульные ценности, что противоречат его свободе, искренности и порывам.
Три исполнителя выдвинуты на «Золотую маску» в актерских номинациях.

8 апреля / 19.00 / РАМТ / Театральная пл., 2



«Трамвай "Желание"»

«Коляда-театр»

Николай Коляда продолжает серию спектаклей, в которых сюжеты мировой драматургии разыгрываются бандой советских «шариковых», а декорациями и реквизитом служит пестрое рыночное тряпье. Но не стоит думать, что театр Коляды — обычная самодеятельность. Недаром ему рукоплещут в Европе. Ставя пьесу американца Теннесси Уильямса, Коляда перенес действие в подобие советской коммуналки 30-х, обитатели которой сходят с ума от тесноты и безысходности, а в воздухе чувствуется приближение нацизма. Работягу с замашками гестаповца играет Олег Ягодин, а попавшую в его логово нищую принцессу Бланш — Ирина Ермолова. Обе работы — из разряда выдающихся.

9 апреля в 19.00, 10 апреля в 15.00 / филиал Театра имени Пушкина / Сытинский пер., 3/25

«Один день Ивана Денисовича»


Пермский театр оперы и балета им. Чайковского
Директор Пермского театра Георгий Исаакян из породы рисковых. Это он подал идею питерскому композитору Александру Чайковскому написать оперу по тексту Солженицына. В либретто не добавлено ни слова отсебятины, а в музыкальной ткани угадываются знакомые мелодии советского быта. По словам очевидцев, шоковое впечатление гарантируют хоры. Не мужики и бабы, а десятки «осмысленных людей» пытаются выжить в системе, не дающей им права на жизнь. Если кто-то подумал, что посредством этой оперы страна переосмысливает прошлое на художественном уровне, он поторопился. Недавнее голосование «Лицо России» лишний раз подтверждает, что социальный пафос оперы по культовой повести Солженицына еще очень и очень актуален.

15 апреля / Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко / ул. Б. Дмитровка, 17


оригинальный адрес статьи