Театральная компания ЗМ

Пресса

1 марта 2010

Маленькая горбатая лошадь

Майя Крылова | RBK Daily

В столице 2 и 3 марта на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко покажут балет «Конек-Горбунок». Спектакли пройдут в рамках программы «Премьеры Мариинского театра в Москве», организованной фестивалем «Золотая маска». Балет по сказке Ершова в постановке Алексея Ратманского — уместная вещь для семейного просмотра.


«Конек» — смешной спектакль, причем каждый зритель будет смеяться по-своему. Кто-то порадуется игре с живописным супрематизмом и с Малевичем, по мотивам полотен которого сделаны сценография и костюмы. (Алексею Ратманскому в художники дали дизайнера и литератора Максима Исаева, сотрудника авангардного питерского Инженерного театра АХЕ.) Кто-то отметит намеки в виде силуэта Московского Кремля на одеждах бояр и царя, а также в тексте либретто: «Народу без царя плохо. Народу нужен царь». И явно будет много желающих по-доброму улыбнуться, слушая музыку Родиона Щедрина.


В предуведомлении к спектаклю композитор пишет: «Музыка к балету «Конек-Горбунок» — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой «поймал» я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена». А у Плисецкой, супруги композитора, свои резоны похвалить спектакль: балерина, всегда высоко отзывающаяся о Ратманском, нашла в постановке трудные танцы и «прелестные находки».

Кстати, о находках. Одна из них — это особо понравилось Майе Плисецкой из-за эффекта неожиданности — громкое чихание Ивана на сцене. По балету рассыпано много шуток: например, тот же Иван, став царем, спешно учится хорошим манерам в виде упражнений балетного класса. Луна в этом спектакле размером с дом, капризно-пакостному царю дворцом служит красный куб, спит самодержец на желтой печке, которая может ездить, одеяния сине-бело-зеленого кордебалета — просто танцующие березки, а жители подводного царства имеют перевернутые отражения соб-ственных физиономий, нарисованные на груди.


Есть еще жар-птицы с выбеленными ликами, красными глазами и рыжими «ирокезами» на головах, цыгане в широких футболках поверх юбок и брюк. Есть и сказочные кони в брюках клеш, с плясками красивых кобылиц, из-за которых у Ивана возникает так много проблем. В балете много понятной и продвигающей сюжет пантомимы, так что историю поймут и дети. Подскоки ушастого Конька-Горбунка развлекут даже самых маленьких зрителей. Кстати, имя персонажа, а значит, и название балета с трудом поддается переводу на иностранные языки. В Японии, например, его называют «Маленькая горбатая лошадь».


Хореографию Ратманского критики назвали «дурашливой и проникновенной», найдя в ней массу шутливых цитат из разных авангардных балетов. Старой доброй классики, впрочем, тоже полно. Однако автор спектакля относится к ней, как и ко всему происходящему, с юмором и иронией, так что Царь–девица может вставить в размеренную геометрию своих па внезапный намек на дискотеку. За пультом ожидается Валерий Гергиев, который управлял оркестром на премьере другой версии «Конька-Горбунка» в начале своей карьеры в Мариинском театре. Так что музыка Щедрина — это дирижерский конек.


оригинальный адрес статьи