Театральная компания ЗМ

Пресса

5 марта 2010

Ни с кем не соревнуясь

Александра Машукова, Валерий Золотухин | Ведомости

Как обычно, национальная театральная премия «Золотая маска» дает возможность увидеть наиболее заметные постановки последнего времени. При этом на фестивале всегда есть «гарнир» — внеконкурсные программы. Особенность нынешнего года в том, что эти вроде бы «вспомогательные» проекты едва ли не интереснее конкурса.



«Новая пьеса»: 1.18



Лет восемь назад драматурги, объединившиеся вокруг фестиваля «Новая драма», начинали как раз под эгидой «Золотой маски». Потом они отделились и существовали самостоятельно, а теперь снова вернулись под крыло премии. Во внеконкурсной программе «Новая пьеса» есть и российские, и зарубежные спектакли, но ее куратор Кристина Матвиенко подчеркивает, что куда важнее не они, а документальные проекты в режиме work-in-progress («незавершенная работа»), отличающиеся яркой социальностью. А именно попытка российских и финских драматургов поговорить о советско-финской войне 1939-1940 годов («Зимняя война»), вербатим «Мотовилихинский рабочий» о металлургическом заводе на берегу Камы.


Но особенно обращает на себя внимание проект «1.18»: режиссер Михаил Угаров и его артисты покажут заготовки к спектаклю по дневникам Сергея Магнитского. Авторы встречались с правозащитниками и журналистами, расследовавшими обстоятельства гибели в тюрьме 37-летнего юриста Hermitage Capital; 1.18 — время, в течение которого бригаду скорой помощи не пускали к умирающему Магнитскому.

Гжегож Яжина — вероятно, наиболее «звездное» имя в программе «Новая пьеса». Ведущий польский режиссер поколения 40-летних и артисты театра «ТР Варшава» привозят спектакль «У нас все хорошо» по пьесе 26-летней Дороты Масловской. История, которую она рассказывает языком, пересыпанным жаргонизмами, может показаться бытовой: две женщины — бабушка и внучка — живут в обычном многоквартирном доме под мелькание телевизора, который вносит в их повседневность напоминание о другой, гламурной жизни. Но режиссер сделал из пьесы трагифарс с оттенком сюрреализма.



Легендарный Моррис



Самые статусные гастроли на «Золотой маске» обозначены так, что не пропустишь: в рамках программы «Легендарные спектакли и имена ХХ века» заявлена танц-опера «Дидона и Эней» Марка Морриса. Основанная в 1980 году в Нью-Йорке «Танцевальная компания Марка Морриса» известна в мире благодаря, в частности, версии «Щелкунчика»: хореограф переименовал его в «Крепкий орешек» и перенес действие в свингующие 1960-е. В сравнительно строгой, погруженной в полутьму «Дидоне и Энее» Перселла танец сопровождается оперным исполнением, а кордебалет напоминает хор, окружающий героя древнегреческой трагедии. «Дидона и Эней» значится в репертуаре труппы без малого двадцать лет. Поначалу Моррис сам танцевал две женские роли (Дидоны и Колдуньи) и сейчас по-прежнему присутствует на сцене, но уже в качестве дирижера, управляющего музыкальным ансамблем и хором.



Зарубежные гости «Маски Плюс»



В другой внеконкурсной программе фестиваля — «Маске Плюс» — шесть российских спектаклей и восемь зарубежных (с географией от Латвии до США и от Армении до Бельгии). Открытием может стать вечер современного танца от молодой нью-йоркской труппы хореографа Азур Бартон. Это две короткие постановки, одна из которых (Blue Soup) — собрание лучших фрагментов бартоновских балетов. Хотя Азур немного за тридцать, ей уже есть из чего выбирать: поворотными в ее карьере стали несколько лет работы с Михаилом Барышниковым, а прошлой осенью она дебютировала как хореограф на сцене престижного American Ballet Theatre.

Постановки бельгийца Яна Фабра балансируют на грани театра и перформанса. Название его спектакля Another Sleepy Dusty Delta Day заимствовано из блюза Бобби Джентри Ode to Billy Joe, в котором чуть сонная повседневность служит фоном для мрачноватой истории о самоубийстве. Почти так же и у Фабра: сценография с развешанными птичьими клетками, насыпанным углем и носящимися по сцене моделями поездов соединяется с конвульсивными танцами единственной героини. Фабр ставил спектакль для танцовщицы его труппы Иваны Йозич, в Москве роль исполняет Артемис Ставриди.



оригинальный адрес статьи