Театральная компания ЗМ

Пресса

25 февраля 2010

"Новая драма" возвращается

Ольга Романцова | Газета "Газета"

Одним из организаторских нововведений "Золотой маски" нынешнего года стала "Новая пьеса" — полноценный раздел программы "Маска plus", посвященный современной драматургии. "Новая пьеса" — обращение к современным текстам на ином уровне, чем "Новая драма", возникшая в рамках "Маски" в 2002 году и затем от нее отделившаяся. Теперь их уже не только читают, но и ставят.
О "Новой пьесе" рассказала на пресс-конференции, посвященной грядущей "Золотой маске", куратор этой программы Кристина Матвиенко. Раньше она работала на фестивале "Новая драма". После его закрытия в марте 2009 года люди, занятые продвижением современных пьес, оказались не у дел. И в итоге вернулись к исходной точке — фестивалю "Золотая маска", из которого и вышла "Новая драма".

"Мы не раз встречались прошлым летом и в конце концов решили продолжать проект, связанный с современной пьесой. Ведь он наш, родной, и нужно развивать его дальше", — рассказала GZT.RU Мария Ревякина, генеральный директор Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска".

"Новая пьеса" очень похожа на "Новую драму". В рамках "Маски plus" так же устроят театрализованные читки пьес — их выбрали в декабре 2009 года из шорт-листов разных российских конкурсов современной драматургии. Представители лондонского театра Royal Court, как и на "Новой драме", будут учить молодых драматургов писать пьесы, для них в рамках фестиваля пройдет семинар по документальному театру.



Однако "Новая пьеса" по сравнению с "Новой драмой" будет обращением к современным текстам на новом уровне. Современные тексты сейчас уже не только читают, но и ставят: свидетельство тому — участие в конкурсной программе "Маски" спектаклей "Ксения. История любви" Вадима Леванова, поставленного Валерием Фокиным в Александринском театре, и "Жизнь удалась" Павла Пряжко в сценической версии Театра.doc и Центра драматургии и режиссуры.



Но большую часть постановок современных пьес представляет именно внеконкурсная "Новая пьеса". В эту программу включены как российские, так и зарубежные спектакли. В числе зарубежных "Тонкие благородные газы" Адама Раппа из Латвии — пьесу поставила в Новом Рижском театре ученица Камы Гинкаса, режиссер Илзе Рудзите-Олингер. Туда же вошел европейский театральный хит — спектакль "У нас все хорошо" по пьесе польки Дороты Масловской.



Ее поставил в польском театре "TR Варшава" режиссер Гжегож Яжина. В российском блоке обращают на себя внимание пьеса Василия Сигарева "Божьи коровки возвращаются на землю", сыгранная молодыми артистами самарского Театра драмы им. Горького, и студенческая "История мамонта" по роману Алексея Иванова "Географ глобус пропил", поставленная на курсе Олега Кудряшова в РАТИ.



На вопрос "Газеты", какую из постановок современной драматургии интереснее смотреть, Кристина Матвиенко ответила: "Интересно смотреть "Тонкие благородные газы" и спектакль Гжегожа Яжины, но я бы посоветовала посмотреть русские спектакли и прийти на читки". Их будут устраивать в марте, до начала основной программы "Золотой маски". Кроме того, в рамках "Новой пьесы" будут показывать фильмы фестиваля "Кинотеатр.doc", который будет проходить с 26 марта по 5 апреля.

Еще одна новость, о которой рассказали журналистам на пресс-конференции, — изменение сроков подачи заявок для участия в "Золотой маске". Теперь их принимают не до сентября, как раньше, а до 1 августа. Причина этого в том, что найти в Москве сцену для показа спектакля организаторам "Золотой маски" с каждым годом все труднее. Особенно страдают из-за этого музыкальные театры. Подходящих для них площадок в Москве всего несколько, и график работы, к примеру, Большого театра составляется как минимум на сезон вперед.



Из-за проблем со сценой москвичи в этом году увидели вместо полноценного спектакля концертную версию "Свадьбы Фигаро" из Мариинки. По этой же причине они не увидят оперы "Князь Игорь" из театра оперы и балета Новосибирска — жюри поедет смотреть его на месте. Впрочем, до Москвы все-таки доедет одна из оперных диковин — опера "Один день Ивана Денисовича", написанная современным композитором Александром Чайковским по одноименной повести Александра Солженицына и поставленная в Пермском театре оперы и балета.

16-й фестиваль "Золотая маска" пройдет в Москве с 15 марта по 16 апреля 2010 года, но спектакли его программы по обыкновению показывают еще до открытия фестиваля. Организаторы "Маски" помимо конкурсной программы, составленной из спектаклей — номинантов фестиваля, и программы "Russian case", ежегодно представляющей лучшие российские спектакли, сохранили прошлогодние нововведения: зрители увидят внеконкурсные проекты "Легендарные спектакли XX века" и программу "Маска plus".

В конкурс "Золотой маски" — 2010 включено меньше, чем обычно, постановок из Санкт-Петербурга. Более чем скромно выглядит номинация театра кукол — в ней всего три спектакля. Зато на "Маску" впервые номинированы работы театров из Кирова, Ярославля и Петрозаводска. Среди самых ожидаемых театральных спектаклей фестиваля — балет "Дидона и Эней" танцевальной компании Марка Морриса из Нью-Йорка (его покажут 24 и 25 марта), спектакль Яна Фабра "Еще один сонный пыльный дельта-день " из Антверпена и балетные премьеры Мариинского театра — "Конек-горбунок" (2 и 3 марта) и "Вечер одноактных балетов (4 марта).


оригинальный адрес статьи