Театральная компания ЗМ

Пресса

9 марта 2010

Мариинка оседлала конька

Светлана Наборщикова | Известия

На фестивале "Золотая маска" балет Мариинского театра показал "Конька-Горбунка" Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского. Эксперты российской театральной премии выдвинули балет в трех номинациях (лучший хореограф, лучшие мужская и женская роли), что можно объяснить магией имен его создателей.

Свой первый балет Родион Щедрин, тогда еще студент консерватории, написал на сюжет одноименной сказки Ивана Ершова, отечественным театром уже опробованный. Создание хореографа Артура Сен-Леона и композитора Цезаря Пуни дебютировало на императорской сцене в 1864 году. И к 1960-му, когда был поставлен щедринский "Конек...", насчитывало больше десятка версий. Композитор, не мудрствуя, последовал традициям большого балета с его обязательными дивертисментами и апофеозом. Сегодня Родион Константинович -мэтр такого масштаба, что любое его произведение, в том числе и юношеское, находится вне критики. И это возражений не вызывает - заслужил.

Что касается Алексея Ратманского, то экс-худрук балета Большого театра, а ныне резидент-хореограф Американского театра балета достиг счастливого момента, когда имя начинает работать на автора. Поставь упомянутый спектакль начинающий балетмейстер, вряд ли он удостоился бы такого внимания. Причина банальная - балет с захватывающим сюжетом получился откровенно скучным. История Ивана, его верного Конька и Царь-девицы, растянутая на два акта, повисает в воздухе. Смешных подробностей - а там, где нужно прорабатывать детали и любоваться частностями, Ратманский всегда на высоте - как раз хватило бы на одноактовку. Для полнометражного спектакля здесь нет ни драматургии, ни развития характеров - словом, того, что "цепляет" и ведет. Можно возразить, что дивертисментная музыка подобного не предполагает, но предшественникам Ратманского и в этих условиях удавалось найти свою "фишку".

В 1960-е Игорь Бельский поставил в МАЛЕГОТе пародию на тогдашние политбюро и генсека. Одним боярам Царь подавал ручку, обнимал, хлопал по плечу. Мимо других проходил не глядя. Обедая, проглатывал кусок и торжественно замирал - сотрапезники подобострастно и дружно икали. Единодушный одобрямс советских пленумов и съездов, выраженный до идиотизма абсурдно, принимался на ура. Щедринский "Конек..." Большого театра "вытягивали" блистательные исполнители: колоритный Царь, он же постановщик, - Александр Радунский, разудалый молодец Иван - Владимир Васильев и сексапильная Царь-девица - Майя Плисецкая. К слову, ее роман с Щедриным начался во время работы над этим балетом. "Старикашка Фрейд победил", - отметила Майя Михайловна в мемуарах.

Выдвинутая на "Маску" Царь-девица Алины Сомовой о Фрейде вряд ли догадывается. Ее инфантильная героиня прибыла на сцену прямиком с детского утренника. Оттуда же явился другой номинант - ангелоподобный Леонид Сарафанов (Иван-дурак), более всего озабоченный красотой собственных стоп и вращений. Если искать в "Коньке..." претендента на награды, то им должен быть экс-солист Театра Бориса Эйфмана Юрий Смекалов, вылепивший своего мерзавца-спальника практически из ничего. Или энергичная Екатерина Кандаурова в роли кобылицы и морской царевны. Заслуживает номинации и работа художника и декоратора Максима Исаева (он же автор сценария). Супрематические декорации в духе Малевича и Кандинского (черная сцена, желтый диск луны, красный квадрат дома) и затейливые костюмы хочется рассматривать отдельно от музыки и движения.

Следующая совместная работа Щедрина и Ратманского наверняка будет удачнее. Щедринскую "Анну Каренину" Геннадий Рождественский назвал высоковольтной дугой, и эту музыку трудно испортить при любом постановочном решении. Свою "Анну..." Ратманский уже показал в Копенгагене, Вильнюсе и Хельсинки - везде с успехом. Мариинский вариант делается для Дианы Вишневой (Анна) и Андриана Фадеева (Вронский). Премьера назначена на 15 апреля. Щедрин и Плисецкая обещали быть.


оригинальный адрес статьи