15 марта 2010

Новые рижские противогазы

Алена Карась | Российская газета

Особо инертный газ из периодической таблицы Менделеева, не вступающий ни в какие соединения, именно таким почувствовал себя в возрасте 30 лет американский драматург Адам Рапп и написал пьесу "Тонкие благородные газы".
Отличное название не только для пьесы, но и для целого социопсихологического явления. Ее представил в Москве Новый Рижский театр в рамках проекта "Новая пьеса", который предваряет конкурсную часть фестиваля "Золотая маска".
Режиссер Илзе Рудзите, ученица Камы Гинкаса, вернувшись домой, получила возможность работать, пожалуй, с лучшей театральной труппой сегодняшней Латвии. И этой возможностью она воспользовалась превосходно. Создавая впечатление предельного натурализма, она и ее актеры Андрис Кейшс, Эдгар Самитис, Гатис Гага, Ивар Крастс и Варис Пинькис совершают предельно радикальный жест - они заставляют публику погрузиться вместе с их лежащими на диване героями в наркотически-сновидческий транс. Бывшие участники рок-группы, они больше не играют вместе - вместе они только спят, едят розовые и голубые таблетки и выясняют, как именно их "вставляют". Предельная, болезненная степень эскапизма, исчезновения с территории активной жизни - вполне осмысленный ответ на бессмысленность мира.
Один из персонажей дал обет не прикасаться к полу. Поэтому он только лежит, а когда встает, то вынужден передвигаться с помощью книг, подушек и прочих подставок. Другой постоянно спит, а когда идет на улицу (действие происходит, кажется, в Нью-Йорке), то возвращается, держа на руках маленького мальчика в коньках (кажется, бездыханного). Отчего умер мальчик, отчего со взрослыми молодыми мужчинами случился такой ужас - мы не знаем. Мир, который является нам в спектакле Нового Рижского театра, - это странное сосуществование четверых мужчин в одной квартире. К финалу к ним присоединяется пятый - банковский служащий, который в рабочем угаре теряет всякую связь с реальностью и, выпив несколько розовых таблеток, кого-то убивает.
Все, что происходит за стенами этой квартиры, как будто и не существует. Уморительно смешные диалоги, исполненные с феноменальной серьезностью и медлительностью, заставляют нас поверить в единственную реальность мира - эту затерянную на Манхэттене квартиру четырех друзей-музыкантов.
Два часа мы томимся в особого рода трансе, слушая их параноидальные разговоры, комментарии телепередач о животных, которые они смотрят с утра и до ночи. Часть публики, не вытерпев, громко покидает зал, чтобы оставшиеся продолжали томиться, смеяться и ужасаться тому, как живет современный человек, если он не хочет оказаться частью бессмысленного медиапространства, в которое его затягивают.
Замечательно точно сказала о пьесе и о спектакле сама Илзе: "Мы поставили эту пьесу про нас: актеров, художников, музыкантов, которые ищут, как выбраться, как сделать так, чтобы не служить идиотским стереотипам, стандартам субкультуры, массовому психозу. Кто знает, как выжить, сохранив себя? Как далеко ты можешь зайти, чтобы не стать инертным газом? Поиск опасностей и самопровокации - цель и суть нашего бытия на сцене".



оригинальный адрес статьи

Пресса