Театральная компания ЗМ

Пресса

24 марта 2010

Барокко и ведьмы

Майя Крылова | RBK Daily

Танцевальный спектакль по опере «Дидона и Эней» на музыку английского композитора XVII века Генри Перселла будет показан в Москве 24 и 25 марта. Это очередной этап долгосрочного проекта «Золотой маски»: национальный театральный фестиваль показывает легендарные зарубежные спектакли XX века. Балет нью-йоркской Танцевальной компании Марка Морриса — один из них.


Либретто (напряженное по действию и в отличие от многих других текстов к операм на редкость внятное) явно навеяно шекспировскими драмами. Сюжет взят из наследия древнеримского поэта Вергилия, описавшего в поэме «Энеида» несчастливую любовь карфагенской царицы Дидоны и бежавшего из Трои царевича Энея. Как положено в уважающем себя староанглийском произведении, в жизнь героев вмешиваются злые ведьмы. Эней привязан к Дидоне, но, поощряемый потусторонними силами, должен отплыть в Италию (по легенде, его потомки в будущем основали Рим). После скорбного прощания влюбленные расстаются, и Дидона, не в силах пережить разлуку, умирает.


Специалисты считают, что в партитуре переплелись традиции английского ренессансного мадригала, популярных спектаклей-«масок», в которых составным элементом были и танцы, и европейские оперные традиции. Произведение о конфликте чувства и долга было заказано композитору в 1689 году начальником пансиона для благородных девиц, и первое исполнение оперы состоялось силами английских барышень-дилетанток. Опус Перселла вскоре после премьеры забыли почти на 200 лет. В конце XIX века английскую «Дидону и Энея» любители музыкальной старины оценили по достоинству, вернув из небытия камерную по форме, но мощную по сути вещь, в которой «драматическое действие разворачивается со все усиливающейся напряженностью к концу». Теперь это самая популярная барочная опера в мире.


Американский хореограф Марк Моррис восхитился тем, что написал Перселл, и понял: эмоциональный мифологический сюжет подходит для балетного спектакля. Так что произведение Морриса можно считать оперой–балетом. Опус появился на свет в конце 80-х, и роль Дидоны хореограф (и незаурядный танцовщик) предназначал для себя. Теперь карфагенскую царицу исполняет танцовщица, но накал напряжения от этого слабее не стал. Моррис сделал мистерию, напоминающую о древних ритуальных обычаях. Он одел босых артистов в черные длинные платья и заставил их торжественно семенить по сцене, патетически взмахивать руками, кружиться в экстазе и принимать позы, заимствованные с древних фресок и ваз.


Впрочем, в сцене с матросами Энея простонародье танцует прозаическую шотландскую чечетку, а в сцене охоты персонажи обыденно «стреляют» из воображаемых луков. Есть место и эротике. Но что бы ни делали герои балета, они ни на йоту не отклоняются от музыки, в которой много подспудной страсти, заключенной в строгие рамки. Особенно впечатляет финал, где умирающая царица мягко склоняется на огромную скамью, а певица тем временем исполняет знаменитую арию When I am laid in Earth, так называемый «Плач Дидоны». Она умоляет амуров осыпать ее могилу лепестками роз, «мягких и нежных, как ее сердце».


оригинальный адрес статьи