Театральная компания ЗМ

Пресса

13 марта 2010

Говорят эксперты

Екатерина Дмитриевская | Экран и Сцена

Традиционно фестиваль “Золотая Маска” открывался 27 марта в Международный день театра. И в этом году самая напряженная часть программы связана с концом марта – началом апреля. Но особенность нынешней “Маски” в том, что разгару спектаклей предшествует не только проект “Премьеры Мариинского театра”, начавшийся в феврале. Конкурсная “Ксения. История любви” Александринского театра забежала вперед и была показана 3 марта, встык с балетами Мариинки. Далее, с небольшим отрывом грядет внеконкурсная программа “Маска Плюс”, включающая целый блок спектаклей проекта “Новая пьеса”, студенческие “История мамонта” Мастерской Олега Кудряшова в РАТИ-ГИТИСе и “Идиот. Возвращение. Четыре сцены из жизни Льва Николаевича Мышкина” Мастерской Григория Козлова в СПГАТИ. А также балет Марка Морриса “Дидона и Эней” из Нью-Йорка в рамках проекта “Легендарные спектакли и имена”. Совершенно очевидно, что “Золотая Маска” в последнее время меняется. Эти изменения связаны, как кажется, с целым рядом причин. С одной стороны, она перестает быть лишь подведением итогов прошлого сезона (что правомерно, поскольку сезон сезону рознь), а с другой – становится мегапроектом, пред-
ставляющим объемную картину театральной жизни нашей страны. И не только нашей. В прошлом году на “Маске” были представлены спектак-ли из СНГ и стран Балтии. В этом – наряду с блоком постановок из Беларуси, Украины, Армении, нам предстоит увидеть постановки из Бельгии, Польши и США.

Тем не менее, “Золотая Маска” была и остается Национальной премией, и 16 апреля мы узнаем имена лауреатов.
По традиции “ЭС” обращается к членам Экспертного совета с просьбой рассказать о проблемах, с которыми они столкнулись в своей работе, об индивидуальных чертах нынешней конкурсной программы, о спектаклях, именах, заслуживающих, на их взгляд, пристального внимания.

Ирина ХОЛМОГОРОВА, председатель Экспертного совета по драматическому театру и театру кукол

Сезон 2008-2009 был, признаемся, не из самых удачных. Да и вообще мы сегодня не говорим о том, что у нас все так уж благополучно на театральной карте. К тому же сезон на сезон не приходится. Вот уже сейчас завидуешь нынешнему Экспертному совету – у них ситуация получше. Нашему Экспертному совету было не так-то легко. Практически ни один спектакль не прошел на голосовании единогласно. Что-то, будучи, может быть, совсем не хуже тех спектаклей, которые попали в номинанты, на афише не стоит. Что-то запросто, на чей-то взгляд, могло не быть в списке номинантов. Ответ на это только один и очень простой: так проголосовали члены Экспертного совета.
Работа Экспертного совета “Золотой Маски” всегда складывается очень по-разному. Дело, разумеется, не просто в том, что каждый год – другие спектакли. И не только в случайностях и закономерностях, образующих лицо каждого сезона. А еще и в том, что любой Экспертный совет, как бы слаженно он ни работал, – конгломерат разных индивидуальностей, человеческих и творческих. Можно собрать где-то в другом месте других критиков, и у них будет другой список номинантов. Впрочем, какие-то спектакли попадут во все списки, и они-то, наверное, и есть самые безусловные. А дальше начнутся нюансы и расхождения, это естественно. Поэтому очень грустно, когда эту неизбежность принимают за некую предвзятость и тенденциозность Экспертного совета (слышать об этом в кулуарах иногда приходится). Не говоря уже о том, что ведь любой Экспертный совет редко голосует (кстати, открытым голосованием) единогласно. Но в тот момент, когда подсчитаны голоса, – всё. Все члены Совета подписываются под этим коллективным решением, хотя кто-то голосовал вовсе не за спектакль “Х”, стоящий в афише, а за спектакль “Y”, который в афишу не попал.

И все-таки по афише нынеш-ней “Золотой Маски” можно судить о лучшем из созданного сегодня российской сценой. И о тенденциях сегодняшнего российского театра.

В чем особенность нынешнего списка номинантов? Не буду говорить о спектаклях Москвы и Петербурга, они “ЭС” широко обсуждались после премьер. Наверняка внимательный зритель заметит появление рядом с признанными мастерами старшего поколения сразу нескольких совсем молодых режиссеров. Это – Борис Павлович в Кирове со спектаклем “Старая тетрадь” “Театра на Спасской” (его же “Так-то да” в стиле “вербатим” участвует в проекте “Новая пьеса”), Игорь Селин, поставивший в Ярославле “Горе от ума”, Тимофей Кулябин, уже несколько лет работающий в Новосибирске и попавший на афишу “Маски” со спектаклем “Макбет” в “Красном факеле”.

Вполне эпатажный, готовый вызвать у кого-то полное отторжение спектакль «Трамвай “Желание”» привозит театр Николая Коляды из Екатеринбурга. В афише “Маски” впервые широко представлены искания в области “новой драмы” – “Жизнь удалась” в Центре драматургии и режиссура Казанцева и Рощина, “Третья смена” Театра имени Й.Бойса.
Обратите внимание и на особый – сыгранный непрофессиональными артистами – спектакль “Я думаю о вас...”, стоящий в номинации (как, впрочем, и два спектакля, названных выше) “Эксперимент”. Силами людей самых разных профессий и вполне преклонного возраста французский режиссер Дидье Руис сделал спектакль-воспоминание об их детстве, юности, связанных с самыми трагическими страницами нашей истории...

Спектакли нынешней “Маски” могут показаться вовсе не отмеченными абсолютным совершенством, но они – прямые свидетельства той жизни, которой сегодня живет театр.

Алексей ГОНЧАРЕНКО, член Экспертного совета по драматическому театру и театру кукол

В 2010 году фестиваль “Золотая Маска” обошелся без привычных имен лидеров современного театра. В числе номинантов нет ни Льва Додина, ни Петра Фоменко. В остальном без сюрпризов – все, как обычно: Евгений Каменькович вновь обратился к “несценичной” литературе и оказался в выигрыше; Сергей Федотов ставит очередную пьесу МакДонаха; Николай Коляда заполняет сцену припрыгивающей массовкой, на сей раз американских гопников…

Я бы посоветовал обратить внимание на спектакль Кировского театра “На Спасской” “Толстая тетрадь” по роману венгерской писательницы Аготы Кристоф. С приходом молодого режиссера Бориса Павловича коллектив стал экспериментировать с современной хореографией и документальным направлением, не забывая и о своем изначальном предназначении ТЮЗа. История взросления двух мальчишек-близнецов во время Второй мировой войны сыграна одновременно отстраненно и пронзительно. Еще хочется пожелать успеха стройному и красивому “Месяцу в деревне” Анатолия Праудина, спектакли которого не всегда гладко проходят в Москве.

В театре кукол после прошлогоднего изобилия (как выяснилось спустя сезон, довольно случайного) ситуация еще менее удивляющая, чем в драме. Все номинанты хорошо сработали по проверенным рецептам. Каждый по своим. Режиссер Владимир Бирюков и художник Виктор Никоненко иронично трактуют знакомую с детства сказку, театр “Ульгер” обратился к национальной легенде эвенков, а молодое поколение “Тени” сочинило свой эпос для театра-побратима из Лиликании.

Дмитрий АБАУЛИН, член экспертного совета по музыкальному театру

В музыкальной программе нынешней “Золотой Маски” обращает на себя внимание полное отсутствие балетной классики. Хотя театры по-прежнему с удовольствием ставят “Жизель”, “Раймонду” и “Спящую красавицу”, выбор был сделан в пользу ныне действующих хореографов. “Медея” в постановке Юрия Посохова приедет из Перми, “Бессмертие в любви” Эдварда Льянга – из Новосибирска, “Ромео и Джульетта” в постановке Кирилла Симонова – из Петрозаводска.
Два крупнейших театра страны, Большой и Мариинский, представляют две работы Алексея Ратманского: “Русские сезоны” и “Конька-Горбунка”. Петербург по традиции представлен еще и Эйфманом (“Онегин”), а Московский Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко покажет первую в России постановку балета Начо Дуато “Na floresta”. В общем, ситуация за сезон выглядит совсем не такой драматичной, как принято думать. Хореографы продолжают рождаться и ставить спектакли.

Среди мюзиклов в афишу фестиваля попали не копии зарубежных постановок, а оригинальные спектакли. “Монте-Кристо” рожден в России, “Шербурские зонтики” лишь играют в одноименный кинофильм, и даже “Продюсеры” заметно отличаются от голливудского образца.
В современном танце наметился любопытный диалог между Москвой и Уралом. “Casting off” в пермском балете Евгения Панфилова поставила москвичка Лариса Александрова, “Общежитие” в московском Театре-студии современной хореографии – начинавшая в Челябинске Екатерина Кислова. Может быть, это просто совпадение, а может, нет, и две цитадели российского contemporary dance, не слишком глядевшие раньше друг на друга, почувствуют себя частями единого организма.
Интерес к новому материалу заметен и в оперном театре.
“Гамлет” В.Кобекина в Музы-кальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, “Один день Ивана Денисовича” А.Чайковского в Пермской опере, одноактные оперы “Гоголиады” в Мариинском театре – вот список мировых премьер прошедшего сезона.

В богатой и интересной оперной афише “Золотой Маски” особое внимание хочется обратить на один спектакль. Не потому, что он будет главным претендентом на награды, – екатеринбургская “Свадьба Фигаро” едва ли окажется названа лучшей постановкой сезона. Дело в другом: эта крепкая в музыкальном плане работа позволяет надеяться, что театр со славной историей преодолел катастрофические трудности последних лет и возвращается на привычный уровень. А Фабио Мастранджело, приглашенный на пост главного дирижера Екатеринбургского театра оперы и балета, может стать одним из главных открытий фестиваля.


оригинальный адрес статьи