26 марта 2010

Мария Литвинова, Вячеслав Игнатов, Екатерина Ивушкина: «Эпос о Лиликане»

материал подготовила Марфа Некрасова | газета «Золотая Маска», №1

Велипуты Маша Литвинова и Слава Игнатов поставили спектакль «Эпос о лиликане » в Лиликанском Большом Королевском Академическом Народном театре драмы, оперы и балета, а велипут Катя Ивушкина оформила его. Лиликане — это великий народ с великим театром, посмотреть спектакли которого велипуты могут только через окна здания храма искусства. (Номинация — «Лучший спектакль театра кукол»)

Что бы вы сделали, если бы лиликане вдруг ожили?

Маша: Они же живые! Что за вопрос такой? У нас очень долгие взаимоотношения с лиликанами. Мы уже много чего сделали вместе. Если говорить о планах на будущее, у нас со Славой есть идея поставить спектакль о лиликанах в космосе. Они вообще-то первые покорили космос, за это право боролись Америка и Советский Союз, но Лиликания всех опередила. Мы бы хотели восстановить историческую справедливость.

Если бы вы попали в страну лиликан, чем бы вы стали заниматься там?

Маша: Дело в том, что лиликане не дают велипутам виз, многие велипуты просили политического убежища в Лиликании, особенно после финансового кризиса. Но это нереально, потому что их остров настолько мал, что один велипут займет сразу половину. Ну а заниматься в Лиликании можно только искусством, это главное дело государства, они им живут.

Слава: Конечно, у них тоже есть политика, но эта область лиликанской жизни не особенно почитаема, и дом правительства в Лиликании выглядит не особенно пристойно. (Показывает пальцем на карте Лиликании. Здание выглядит как летний дачный туалет.)

Маша: Его Величество король Лиликании по совместительству директор театра. Он вместе со всем двором проживает в здании Лиликанского Большого Королевского Академического Народного театра.

Слава: Поэтому проблем с финансированием постановок у них не возникает.

Как вы объясняете то, что Лиликанский театр только сейчас обратился к постановке эпоса?

Маша: У лиликан раньше был только один спектакль: «Два дерева, или Трагическая история о романтической любви Принцессы-Красавицы и Короля Золотых Россыпей, о злобном и коварном Карлике, жившем в апельсиновом дереве и жестокой Фее Пустыни, разлучившей влюбленных ». Спектакль был идеальный, и лучше сделать было невозможно, а делать хуже, как вы понимаете, смысла нет. Так он и шел один на лиликанской сцене.

Слава: В связи с возрастающим интересом велипутов к лиликанской культуре…

Маша: … Лиликане решили познакомить нас с истоками великой лиликанской культуры. И Его Величество повелел поставить на сцене Лиликанского театра самое древнее литературное произведение «Эпос о Лиликане».

Давили ли на вас укоренившиеся традиции постановки на сцене Лиликанского театра?

Катя: По-моему, лиликане очень демократичные.

Маша: Васильеву позволили сжечь декорации, Гуэрре позволили все утопить, нам позволили… кино использовать в театре.

Как вам работа с актерами лиликанского театра?

Слава: Идеальные актеры, по Гордону Крэгу, это актер-марионетка.

Маша: Они делают все, что попросишь. Хочешь…

Слава: …подпрыгнут до потолка.

Маша: Да! Хочешь — под водой играют без акваланга. Отлично поют, кстати.

Слава: Универсальные актеры. Хотя — систему Алексеева берут, хотят…

Маша: …Михаила Чехова. Даже системой Васильева овладели в процессе работы над «Мизантропом»!

Катя: А как они с Цискаридзе танцевали… ну это что-то!

Вам не кажется, что формат Лиликанского театра может затмить сами постановки?

Слава: Для тех, кто никогда не видел Лиликанского театра, может быть, так и будет.

Маша: Но постоянных зрителей уже много.

Слава: Один из зрителей сказал: «Я многое видел в Лиликанском театре, но вы сумели меня удивить!» Как строится ваш процесс работы? Вы делитесь или работаете в тандеме?

Слава: Мне самому интересно послушать. Я помолчу.

Маша: Это очень сложно.

Слава: (к Маше) Я, наверное, ничего не делаю?

Маша: Да, мы чуть не развелись. Поскольку у нас, к сожалению, не распределены обязанности внутри нашего коллектива.

Слава: Мы все делаем всё.

Маша: Вот Кате хорошо. У нее была отдельная сфера деятельности — художественная часть и руководство лиликанскими мастерскими.

У вас есть своя версия происхождения лиликан? Или вы полностью придерживаетесь легенды?

Слава: В этом спектакле все раскрывается. В лиликанской космогонии мы нашли подтверждение тому, что Чарльз Дарвин был абсолютно прав, когда сказал, что «Жизнь вышла из воды».

Маша: Надо сказать, что многие велипутские легенды произрастают именно из лиликанского комогонического мифа. Я говорю о Древе, на котором располагается Лиликанский мир.

Слава: Там довольно плотно переплетены миф и реальность, и отличить одно от другого практически невозможно.

Для кого Вы сделали спектакль: для детей, для взрослых, для лиликанов или для себя?

Маша: Стояла задача сделать детский спектакль. Однажды был такой интересный эпизод. На спектакль пришли дети, действительно дети, им было года по четыре и меньше, их родители, как обычно, сказали, что их дети — самые умные, были в театрах неоднократно. И на первой же сцене, когда лиликане закричали, побежали и потащили разные предметы, дети хором зарыдали. Так что я усомнилась, детский ли это спектакль.

Слава: Должна же быть какая-то граница. Детский спектакль от…и до. А у нас детство продолжается до шестнадцати лет, пока паспорт не выдадут.

Катя: Не у всех. У некоторых продолжается и дольше.

Слава: Что о нас говорить, до сих пор в куколки играем.

Маша: Если говорить серьезно, то мы со Славой убеждены, что самое главное в детском спектакле — чтобы он нравился взрослым.

Слава: Ребенку даже новогодние елки нравятся, несмотря на их качество. Ребенок вообще радуется, когда ему уделяют внимание. А если спектакль нравится взрослым, то детям он уж точно понравится.

;

Пресса