Театральная компания ЗМ

Пресса

22 марта 2010

Жди мення

Анна Гордеева | Тime Out Москва

«Золотая маска» привозит «Дидону и Энея» в рамках про граммы «Легендарные спектакли и имена». В прошлом, юбилейном для «Магкн» юду ватой программе были гаароли Снлызи Гиллем, постановки Иржи Килиана и Уильяма Форсайта. Теперь в солидной фестивальной афише никто другой «легендой» не числится - только вот этот единственный спектакль челове¬ка, в мире известного не менее великой троицы, но в России до сих пор не появлявшегося.
«Дидона и Эней» - спектакль действительно легендарный, в год премьеры (1989) ставший культовым для геев и балетома¬нов (множества, как известно, пересекаются, но не совпадают). Нью-йоркский хореограф Марк Моррис взял старинную, написанную ровно за триста лет до его постановки маленькую оперу Генри Перселла, не отказываясь от участия оперных людей (в спектакле звучат «живые» голоса), превратил се в танцспектакль. Торжественная и вычурная, скульптурная и патетическая пластика, придуманная Моррисом, сработала как усилитель барочной музыки, и после окон¬чания спектакля, в котором занята всего дюжина танцовщиков, главное, что остается в памяти, - ощущение масштаба.


Это масштаб древней истории, древнегреческого мифа - сюжет «Дидоны и Энея» взят из «Энеи¬ды» Вергилия. Спасшийся после падения родного города троянский герой Эней прибывает в Африку, в Карфаген, где в него мгновенно влюбляется царица Дидона. Чув¬ства взаимны, и все, казалось бы, замечательно, но некие подлые ведьмы решают разрушить счастье парочки и присылают герою поддельное послание от богов он якобы должен немедленно от¬правится в путь. Как и положено герою, Эней поднимай паруса, он обещает вернуться .но Дидона не верит ему и после его отплытия закалывается, взойдя на костер из сложенных его вещичек.


Роль Дидоны Марк Моррис сочинил для себя, сам ее и танцевал в течение десяти лет после пре¬мьеры. Он не пытался играть женщину - он играл воплощенные страсть и страдание; замирание движения в предчувствии дурных новостей; непреклонность в принятии последнего решения. Потом спектакль исчез со сцены; когда несколько лет назад прошли слухи, что Моррис ею восстанавливает, танцевальный мир замер в ожидании - кому же хореограф отдаст главную партию? (Сейчас Морри¬су 56, и понятно, что сам он на сце¬ну уже не выходит, вместо этого он стал дирижировать сопровождающим спектакль ансамблем). Но хо¬реограф не стал искать танцов¬щика на замену - он отдал роль одной из артисток труппы. Одно¬временно отказавшись признать, что может быть кто-то равный ему самому в молодости, и решив ехидно проинспектировать жен¬ский пол - ну что, сможет кто-то из дам более убедительно рассказать о трагедии Дидоны, чем я это делал когда-то? .Западные критики уверяют, что спектакль сильно из¬менился, но хуже при этом не стал. Непременно следует проверить их утверждения в театре.


оригинальный адрес статьи