Театральная компания ЗМ

Пресса

5 апреля 2010

Прокати нас на тракторе

Григорий Заславский | Независимая газета

Несмотря на кризис, вернее, опровергая его на каждом шагу, программа нынешней «Золотой маски» почти ежевечерне ставит перед почти невозможным выбором: в конце минувшей недели одновременно играли «Месяц в деревне» петербургского БДТ имени Г.А.Товстоногова (в основной программе конкурса) и польский спектакль «У нас всё хорошо» (он завершал программу «Новая пьеса»).


«У нас всё хорошо» – это пьеса молодой польской писательницы Дороты Масловский в постановке уже известного в России и одного из самых известных сегодня в Европе польских режиссеров – Гжегожа Яжины. Жанр пьесы можно отнести к популярной сегодня у наших соседей, но вовсе отсутствующей у нас – сатире или злой пародии на все происходящее. К примеру, несколько лет назад лучшим спектаклем в Польше признали работу «Made in Poland» – ничего похожего в новой России, увы, не было до сих пор.


А на основной сцене Театра им. Моссовета играли «Месяц в деревне», спектакль Большого драматического театра из Петербурга. Чуть наклонный помост, резкие смены света – площадка то залита солнцем, то вдруг замирает в стоп-кадре контражура, превращая всё и всех, что и кто находится в этот момент на сцене, в силуэты... Красиво. Чувствуется жара, марево лета, в котором только и мог бес попутать местную Наталью Петровну, такую холодную, строгую, что вдруг она проваливается в «огнедышащую лаву любви». Бывает. В номинации «Лучшая мужская роль» – Руслан Барабанов, который играет студента Беляева. Эффектно кувыркается, прыгает через коня – в спектакле железный конь, трактор, приходит на смену этой гимнастической деревянной коняшке, – и на тракторе уезжает, хотя и говорит по тексту Тургенева, что пойдет пешком. Вот это – непонятно и, пожалуй, вызывает более всего вопросов и даже неудовольствия: зритель готов и три, и даже десять часов сидеть на спектакле, где все будет разложено по психологическим полочкам, в деталях и нюансах. Он привык уже к экспериментальным спектаклям, где радикально и решительно могут разделаться с любым классическим текстом, но быстро, энергично – час с хвостиком, и готово. Но тут – и дамы в корсетных платьях, и трактор, и электропила, которую в какой-то момент и на считанные секунды вдруг выносят на сцену. Фьюжн, дискомфорт...


Почему среди всех актеров выбрали именно Барабанова – неясно. Василий Реутов в роли Ракитина, пожалуй, не менее убедителен. Хотя в финале режиссер явно перегружает его игру всевозможными неожиданными действиями: он, как Зилов из «Утиной охоты», хватается за охотничье ружье, снимает ботинок, носок и пытается застрелиться, но вовремя подоспевает – из «Вишневого сада», я понял! – звук лопнувшей струны.


оригинальный адрес статьи