Театральная компания ЗМ

Пресса

4 февраля 2010

Тень, знай свое место

Мария Бабалова | Известия

В Москву приехала Мариинская опера. Визит петербуржцев снова организован фестивалем "Золотая маска". На сей раз театр, ведомый своим худруком Валерием Гергиевым, умудрился не привезти ни одного спектакля, номинированного на премию. Главным событием столичных гастролей стала недавняя премьера - опера Рихарда Штрауса "Женщина без тени".

Валерий Гергиев давно запретил номинировать на "Маску" себя лично. Лидерство Мариинки в отечественном музыкальном пространстве отстаивают только солисты либо режиссеры. Однако театр не нашел возможности представить в Москве постановки, выбранные "Маской", - "Идоменея" Моцарта и три короткометражки современных композиторов под общим названием "Гоголиада". Да и "Свадьба Фигаро" была сыграна в легком полуконцертном варианте, послужив чем-то вроде аперитива к грандиозному полотну - почти пятичасовой "Женщине без тени". Мировая премьера оперы состоялась в Вене в 1919 году, но в России она до сих пор ни разу не ставилась.

Музыка Рихарда Штрауса - это генеральная репертуарная линия Валерия Гергиева. С мощным просветительским аспектом - так как до него в России за Штрауса просто боялись браться. В Мариинке уже поставлены две оперы композитора - "Саломея" и "Электра". "Женщина без тени" - третья.



Действие "Женщины без тени" происходит в двух параллельных мирах - реальном и в подсознании героев. Переход из одного пространства в другое совершается в считанные секунды. Реальный мир, в котором живут красильщик и его жена, переплетается с потусторонней сферой Императора и Императрицы. Рихард Штраус и либреттист "Женщины..." - один из основоположников австрийского символизма Гуго фон Гофмансталь опутывают все это волшебство паутиной психологических комплексов и табу. Сюжет вращается вокруг Императрицы, которой нужно обрести тень, чтобы ее супруг не превратился в камень... В этих иррациональных коллизиях полно произвольных, нелогичных и даже порой немотивированных, но захватывающих решений и настроений. Жаль только, что русскоязычные титры (спектакль, как и положено, идет по-немецки), написаны крайне небрежно, с массой неточностей.

Для постановки Валерий Гергиев снова пригласил британцев - режиссера Джонатана Кента, сценографа Пола Брауна и светохудожника Тима Митчела, с которыми уже работал над "Электрой". А также - видеодизайнеров Свена Ортеля и Нину Данн. Они являют виртуозное соединение высоких технологий и живописных декораций.

Гергиев конгениален штраусовским роскошествам. Слушая оркестровые интерлюдии, невозможно не впасть в восторженный транс


Вокал Млады Худолей (Императрица), Августа Амонова (Император), Владимира Ванеева (красильщик), Ольги Сергеевой (его жена) и Ольги Савовой (черная колдунья) в партиях, находящихся едва ли не за пределами человеческих возможностей, небезупречен, но поражает бесстрашием.

Режиссура, конечно, не дотягивает до той изысканности, какую являет оркестр под управлением Валерия Гергиева. Гергиев абсолютно конгениален штраусовским роскошествам. Слушая оркестровые интерлюдии, коими щедро насыщена великолепная партитура, невозможно не впасть в восторженный транс. "Женщина без тени" - бесспорная победа таланта и воли Гергиева. На этом грандиозном фоне его многолетние бытовые мытарства - с финансированием театра, с проблемой строительства второй сцены - выглядят гримасой, которую надо бы поскорее стереть.




оригинальный адрес статьи