Театральная компания ЗМ

Пресса

12 апреля 2005

И кино, и домино перед драмою…

Дина Годер | gazeta.ru

На подведении итогов «Золотой маски» Илзе Лиепа чувствовала себя Дюймовочкой, Мариинка победила Большой, а режиссеру «Аиды» предложили что-нибудь оторвать.




В билете на церемонию закрытия «Золотой маски» было красным зачеркнуто слово «церемония» и допечатано: «ЗАМЕНА! Спортивно-оздоровительное мероприятие!». Приходить полагалось в спортивной одежде. Входящим в Театр имени Моссовета вручали красно-синий шарф баскетбольного клуба ЦСКА и каталоги тренажеров. По всем театральным фойе были расставлены эти самые тренажеры, и красивые девушки в спортивных костюмах крутили на них педали. Леденцово-разноцветная церемония, поставленная Ниной Чусовой, тоже была бодрой и спортивной: танцевали гимнастки, демонстрировали масляные тела мастера фитнеса, выжимал вес штангист, акробаты зависали в воздухе в опасных позах, пыхтели борцы сумо, скакали по ступеням зала велосипедисты. Все значились в программке чемпионами России и мира.
Вручать «Маски» актрисы выходили в сопровождении спортсменов, и занятно было смотреть, как высоченная Илзе Лиепа, объявлявшая балетных победителей, запрокидывала голову, чтобы обратиться к своему напарнику – баскетболисту Алексею Саврасенко и кокетничала, что всегда хотела чувствовать себя Дюймовочкой.



А немыслимые мужчины из основного состава баскетбольного клуба ЦСКА, словно на детском утреннике, читали по очереди стишки о театре. Из боковой ложи группа поддержки, размахивая флагами с изображением золотой маски, кричала оригинальные речевки вроде: «И кино, и домино перед драмою – …(дальше неразборчиво)». Ведущие церемонии спортивный комментатор Василий Уткин и актриса Инга Оболдина тоже несли написанную для них ахинею очень бойко и с огоньком.



«Вручантам» вместо классических конвертов давали футбольные мячи, открывавшиеся как шкатулки, в них и лежали бумажки с заветными именами. Разглагольствования не приветствовались, и на сцене никто не задерживался надолго, хотя на некоторых хотелось бы посмотреть еще. Из лучших были вручавшие премию за поддержку театрального искусства Ирина Роднина и Лев Додин, который неожиданно для всеобщего веселья сказал, что поддержка – дело хорошее и что, мол, напрасно театральное сообщество так хило отреагировало на наезд на Большой театр, поскольку без поддержки каждый рискует быть стертым в порошок. Пандан ему художник Сергей Бархин, получая приз за спектакль «Скрипка Ротшильда», сказал, что ему лично очень помогает работать его собака и он протестует против санкций мэрии по отношению к дворовым псам. Но главного жару всем задал актер-патриарх – 82-летний Николай Пастухов, получавший премию за честь и достоинство. На ходу сочиняя благодарность и по-актерски заводя себя все больше и больше, Пастухов продемонстрировал такой бешеный темперамент и горящие глаза, какого мы не видели на сценах во все время фестиваля.
Что касается самих премий, то в этом году по поводу лауреатов обычно самого трудного и «интриганского» вида театра – драмы – споров почти не было.

Как все и предполагали, основные призы достались москвичам, причем тем, кому и ожидалось. Лучшими спектаклями были названы гинкасовская «Скрипка Ротшильда» в большой форме и «Когда я умирала» Карбаускиса в малой; чудес не было и в частных номинациях. «Куклы» (лучший спектакль – «Всадник Cuprum») и «Новация» (лучший – «Апокалипсис») тоже выглядели вполне предсказуемо. Все интриги нынешнего года происходили на территории музыкального театра.



Сначала про то, что казалось менее важным. В традиционно слабовато представленной у нас категории «Лучший мюзикл / оперетта» даже решили не вручать премии за режиссуру и лучшую женскую роль. А за лучший спектакль отдали не заводным французским «Ромео и Джульетте» из Москвы, а вялой «В джазе только девушки» из Новосибирска. Особенного скандала в этом не было, но некоторый жест со стороны жюри, отказывающегося поддерживать даже хорошо сделанную сотую копию чужой постановки, все же был продемонстрирован.
Действительно скандальным было только одно решение музыкального жюри: премию за лучший современный танец отдали не нежному, абсурдистскому спектаклю Татьяны Багановой «Lazy Suzan» и не жесткому представлению Ольги Пона «Знает ли жизнь английская королева?» – двум очевидно лучшим постановкам самых известных российских хореографов в модерн-дансе, a наивному и непритязательному «Тряпичному углу» екатеринбургского «Эксцентрик-балета».



Впрочем, в совсем недавно появившемся у нас современном танце так мало кто понимает, что возмущение явно неквалифицированным решением жюри в зале даже не было заметно.



Зато когда объявляли номинантов в главных на фестивале-2005 видах театра – балете и опере – было понятно, кто действительно является фаворитом театральной публики. При всех упоминаниях питерского балета «Форсайт в Мариинском» и новосибирской оперы «Аида» зал заходился криками и аплодисментами. В результате все балетные призы и увез ироничный, изумительный отточенный Форсайт, а Мариинский балет в который раз обставил Большой.



Но главной на фестивале была интрига с «Аидой». Показанное на сцене Кремлевского дворца съездов грандиозное зрелище, чей приезд стоил 12 млн рублей, с самого начала было назначено центральным событием фестиваля. Но мнения по поводу осовремененной трактовки Дмитрия Чернякова, перенесшего трагедию из фараоновских времен в ХХ век, так разошлись даже среди профессионалов, что до последнего момента казалось, что «Аиде» не светит вообще ничего.
Невидимые миру бои тут разгорались почти как вокруг «Детей Розенталя»: всякий человек, числящий себя прогрессивным, считал необходимым выступить против рутинеров, которые очень кипятились и даже предлагали за такое отношение к Верди что-нибудь режиссеру оторвать.



В первых рядах защитников современной режиссуры шли критики драматического театра, которых осовремениванием не удивишь, и благодаря их поддержке «Аида» получила приз критики, который прежде всегда отдавался драматическим постановкам. Oт жюри новосибирский спектакль тоже получил целый букет наград – и за лучший оперный спектакль, и за лучшую режиссуру, и за лучшую женскую роль. Правда, вдохновенному дирижеру Теодору Курентзису, который в условиях безобразной акустики КДС так и не смог показать, как звучит его оркестр, приза не дали, но вся команда «Аиды» прямо со сцены сказала, что главный приз за спектакль принадлежит ему. Так что прогресс победил.





оригинальный адрес статьи