Театральная компания ЗМ

Пресса

13 апреля 2010

Георг Жено: «Театр не должен себя в чем-то ограничивать»

материал подготовил Алексей Киселев | газета «Золотая Маска», №3

Год назад спектакль Театра им. Йозефа Бойса « Третья смена » был показан в рамках
программы « Russian Case », в этом году — номинация на высшую театральную
премию страны. Это было ожидаемым событием?



Это абсолютно заслуженно для Филиппа Григорьяна и команды. Это редкий случай синтеза режиссера и автора, то, к чему мы стремимся в своем театре. Между ними есть какая-то очень сильная связь. В нашем поколении
тех, кому около тридцати, очень редко
встречаются люди, у которых есть свой философский космос. Я очень рад номинации и считаю это только началом для Филиппа.


Филипп Григорьян является одновременно сценографом и режиссером спектакля. Значит
ли это, что для такого рода театра не нужен отдельный сценограф, а нужен именно автор спектакля?


Наш театр — первый
московский театр, названный в честь художника.
Возможен крепкий синтез режиссера
с художником, но спектакль должен быть создан именно с художественной точки
зрения. А Филипп — с одной стороны, блестящий художник и блестящий режиссер — с другой.


Как возник этот тандем Пряжко, Григорьян и команда актеров?
Ведь почти небывалый случай — новая пьеса попадает
в новый театр и тут же номинируется на «Золотую Маску».


Была творческая лаборатория в Ясной Поляне, и там сразу стало заметно сближение Паши Пряжко и Филиппа. Потом на « Любимовке » была читка « Третьей смены », и решили ставить ее в театре. Пробовали многие режиссеры. Филипп показывал множество эскизов, у него был долгий обмен письмами с Пашей
Пряжко, и было уже понятно, что он должен ставить эту пьесу.


Йозеф Бойс известен по большей части как художник-перформансист. Значит ли это, что театр его имени тяготеет
к форме перформанса?


Да. Все наши спектакли достаточно близки этому направлению.
Бойс был тем человеком, который разрушал границы между разными видами искусства, искусственно выстроенные. Театр не должен себя в чем-то ограничивать. У меня есть ощущение,
что многие московские театры сами создали себе тюрьмы.


Какие у вас впечатления от проекта « Новая пьеса », прошедшем
в программе « Золотой Маски » в этом году?



Можно сказать коротко — молодцы. Я рад, что современная
драматургия в хороших руках, что эта команда — Михаил Угаров, Елена Гремина, Кристина Матвиенко — в течение уже пятнадцати лет выращивает драматургов, которые потом потрясают
зрителей. Очень интересна пьеса Ярославы Пулинович,
взявшая гран-при « Новой пьесы ». У меня только положительные
впечатления.



На этот счет существуют разные мнения. Михаил Угаров и Виктор Рыжаков считают происходящее подготовительным
этапом.


Конечно, надо быть реалистом, ведь это все началось совсем недавно.
В Европе искусство новой пьесы намного более заметно, чем в России,
это факт. Это правильно, что проекты современной драматургии участвуют в конкурсе высшей национальной
премии. Лучшая пьеса, лучший
драматург — это так же важно, как лучший режиссер. Но в любом случае, для движения « Новой драмы
» важна не номинация, а то, что она формирует своего зрителя, который
начинает себя ассоциировать с этим театром. Это самое важное.


оригинальный адрес статьи