Театральная компания ЗМ

Пресса

13 апреля 2010

Восток - дело тонкое

Наталия Зайцева | газета «Золотая Маска», №3

Спектакль «Мой друг джинн» (реж. — Владимир Бирюков) пензенского
театра «Кукольный дом» отмечен в двух номинациях:
«Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника».



Древняя арабская сказка о волшебной лампе, джинне и простом
восточном юноше Аладдине, полюбившем дочку султана, знакома многим по известному мультфильму студии Disney. Постановка Владимира Бирюкова «Мой друг джинн» в пензенском
театре «Кукольный дом» открывает зрителям старый сюжет с новой стороны. Прежде всего потому, что спектакль лишен штампов и стереотипов — режиссер сумел найти свой самобытный язык для стилизации под Восток.

На сцене — усыпанная песком площадка, на которой находятся
несколько сосудов, играющих роль домов. Крышки кувшинов служат крышами домов, они периодически открываются
и оттуда появляются жители города. С помощью деревянных
кукол создается ритм и атмосфера спектакля. Части их тел стукаются друг о друга, создавая мелодику Востока: то ли ветер колышет тростник, то ли кто-то далеко играет на дудочке, то ли хозяйка перебирает посуду.

Джинн в спектакле совсем не мужчина-качок восточного типа с огромными мускулами и лысым черепом. Его воплощают
так называемые «двое из ларца». Актеры одеты в чалмы и халаты,
на лицах у них солнечные очки. Братья-джинны — единственные,
кто играется в «живом плане». Так объяснена их магическая
сила: ведь человеку ничего не стоит поднять кукольный
домик или разорвать на части деревянное воплощение демона, напоминающего птеродактиля.

Принцесса в спектакле похожа на девушку из Якутии, а вовсе
не на стройную Жасмин с идеальными пропорциями тела. Султан — не толстый глупый мужичок с белой бородой. И никаких
обезьянок и попугаев. И даже ковров-самолетов! В конце Аладдин с принцессой
летают по городу на небольшом самолете. Такая борьба со стереотипами масс-культуры поддерживается
тонким вкусом художника
Виктора Никоненко. Минимализм деталей и цвета
не лишает историю волшебства.
Земля под ногами может в любой момент разверзнуться,
а оттуда могут появиться странные существа
из другого мира. Они могут вызвать дух огня и подпалить чью-нибудь шкуру. В общем, чудес в этом спектакле хватает.

А начинается он совсем не сказочно. На сцену, погруженную
в полумрак, создающий ощущение ночи, выходит мужчина
с гитарой и затягивает немного грустную мелодию. Постепенно
выходят другие люди, которые подыгрывают ему на маракасах, тамтаме и колокольчике. Ночь — лучшее время для старой-старой сказки, которая некогда была былью, а потом стала легендой. И вот эти люди рассказывают историю то ли на крыльце дома, то ли в торговой лавке. Таким образом, куклы в историю входят органично. Их появление — оправданно.

Когда смотришь, как любовно вырезаны черты лица у кукол,
как умело актеры управляют ими; на то, как точно отобран материал — песок и дерево; на емкий минимализм спектакля,
— понимаешь по-настоящему смысл фразы: «Восток — дело тонкое».

оригинальный адрес статьи