Театральная компания ЗМ

Пресса

15 апреля 2010

Под маской "Эксперимента"

Роман Должанский | КоммерсантЪ

Завтра в Гостином Дворе состоится церемония объявления лауреатов премии "Золотая маска". Накануне закончились конкурсные показы в номинации "Эксперимент". Эта номинация, как правило, является головной болью экспертного совета "Золотой маски". И дело даже не во вкусовых трудностях атрибуции — что вообще можно считать экспериментом, а в общепризнанном перманентном неурожае по-настоящему новаторских работ.


Некоторые, впрочем, особенно не горюют по сему поводу, считая, что русский театр силен прежде всего славными традициями, а новации несут одно только разрушение. Так или иначе, но на сей раз номинация не выглядит куцей (в отличие, скажем, от раздела "Кукольный театр") — в ней целых пять спектаклей. Набор выглядит разнообразно, тем интереснее ожидать вердикт жюри: он — хотя бы в идеале — выразит мнение профессионального сообщества о том, какое направление театральных поисков самое плодотворное.


Единственное, на что в данном раскладе жюри уже не сможет повлиять, так это на признание того прискорбного, в сущности, факта, что новаторы за пределами МКАД не родятся, а если и родятся, то не выживают: впервые за всю историю номинации все ее спектакли-участники поставлены в Москве. С другой стороны, подтверждается известное подозрение, что вся московская "продвинутость" без приезжих ничего не стоит. Два спектакля из "Эксперимента" поставлены по пьесам молодого минчанина Павла Пряжко, спектакль "Старухы" не появился бы без изумительной якутской актрисы Степаниды Борисовой, а мысль сделать из коллажа воспоминаний московских стариков трогательный документальный спектакль пришла в голову вообще иностранцу — французскому режиссеру Дидье Руизу.


Кстати, спектакль господина Руиза "Я думаю о вас" вообще разрушает представления о том, каким может быть эксперимент в театре. Большинство думает, что чем-то молодежным, опасным, жестким и для подавляющего большинства граждан непонятным, а следовательно, ненужным, даже враждебным. Работа Дидье Руиза понятна любому нормальному человеку: несколько стариков, не актеров, по очереди рассказывают истории своей жизни, вроде бы незначительные, но складывающиеся в объемную и драматическую картину прошлого страны. "Я думаю о вас" — постановка не столь изощренная, как, скажем, спектакли известной немецкой группы "Римини Протокол", тоже выводящей на сцену непрофессионалов. Однако премия спектаклю Дидье Руиза стала бы отчетливым посланием: эксперимент не обязательно связан с новыми технологиями.


Обязательно ли он связан с новыми драматургическими текстами, тоже большой вопрос. "Золотая маска" предлагает не просто положительный ответ, но целых два его варианта. Первый: да, связан, но сам текст уже эксперимент, поэтому он должен быть надежно огражден от активного режиссерского вмешательства,— в спектакле Театра.doc и Центра драматургии и режиссуры "Жизнь удалась" пьеса Павла Пряжко о сегодняшней молодежи представлена в жанре слегка театрализованной читки. Второй вариант ответа — да, но любой, даже самый радикальный текст нуждается, если хочет прослыть новаторским, во внятном режиссерском прочтении. Филипп Григорьян поставил "Третью смену" того же Павла Пряжко с твердым убеждением, что автор заботится и о будущей режиссуре тоже. Все-таки театр, где спектакль поставлен, носит имя Йозефа Бойса, а значит, предполагает наличие новаторского и провокационного жеста.


Впрочем, часто провокация оказывается только внешней, притворной. В спектакле театра "Феатр" есть вроде бы все признаки безоглядной "жести": в течение сорока минут зрители смотрят на Степаниду Борисову, сидящую посреди кромешной сценической черноты на высоком постаменте и словно вырастающую из складчатого серого каменного массива. Текст спектакля основан на "Старухах" Хармса. Госпожа Борисова, выбеленное лицо которой напоминает маску японского театра но, мастерски "жонглирует" интонациями голоса и выражениями лица, лишь иногда помогая себе жестами свободных рук. Фразы и интонации подхватывает у актрисы режиссер спектакля Федор Павлов-Андреевич, невидимкой стоящий позади зрительских мест. Мистического очарования картины и звука хватает не на весь спектакль: постепенно начинаешь понимать, что текст Хармса не более чем просто использован, а радикальность формы оборачивается диковинной забавой, по сути, странной шуткой. Так что награда спектаклю "Старухы" будет означать, что в поисках эксперимента мы готовы обманываться.


Но скорее всего, "Золотая маска" достанется спектаклю Дмитрия Крымова "Опус номер 7". Не беда, что режиссер уже побеждал в этой номинации. В незабываемом крымовском диптихе, поставленном в "Школе драматического искусства", есть и тайна, вроде бы приподнимающая посвященных над толпой, и большая тема — о судьбе народа и художника, и живописность воплощения. Если наградят спектакль господина Крымова, вряд ли к жюри будут вопросы. Вопрос сохраняется к самой номинации: премия — это знак признания, а подлинный эксперимент поначалу всегда ходит в отверженных.


оригинальный адрес статьи