Театральная компания ЗМ

Пресса

19 апреля 2010

Москва моя, ты самая…

Елена Дьякова | Новая газета

XVI фестиваль окончен. Послевкусие у него двойственное и странное. Выбор лауреатов почти бесспорен. Но большинство из них — москвичи, реже петербуржцы. А вот «тело» фестиваля, довольно могучее по всем параметрам тело, полуторамесячное представление лучших спектаклей России в столице — не принесло открытий (а ведь какие бывалина «Маске» находки: то из Томска, то из Якутска). в 2010-м с этим фестивальному зрителю не свезло. Как и в 2009-м.

Но - к итогам. В номинаиии «За честь и достоинство» награж¬дены Владимир Зельдин, Вера Васильева и Иван Ромашко - дуайен Новосибирского театра музкомедии. Лучшим зарубеж¬ным спектаклем, показанным в России в 2009 году, справедливо признан девятичасовой «Липсинк» Робсра Лспажа (Канала). Чуть не во всех номинациях «Оперетта» сорвал банк мюзикл театра Et cetera «Продюсеры»: за лучшие роли награждены Наталья Благих и Егор Дружинин (известный хореограф вер¬нулся к «дипломной» актерской профессии). Лауреатом стал Дмитрий Белов, режиссер «Продюсеров». Премия «Лучшийспектакль» - присуждена этой же постановке.



В балете двумя премиями отмечен «Конек-Горбунок» Мариинского театра (хореограф Алексей Ратманский и Царь-девица Алина Сомова), но лучшим спек¬таклем названы «Русские сезоны» Леонида Десятникова и Алексея Ратманского в Большом театре. «Мужскую» балетную пре¬мию получил Владимир Варнава - Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Кирилла Симонова в Петрозаводском театре оперы и балета. Лучший спектакль в современном танце - Casting off «Балета Евгения Панфилова» (Пермь).
Среди оперных премьер прошлого сезона «Маска» выделила «Лючию ди Лачмермур» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко («Лучший спектакль-, премия Хибле Герзмава за партию Лючии, премия худож¬нице Елене Степановой). Не менее весомы награды спектакля того же театра «Гамлет (датский) (российская) комедия»: в номинации «Композитор» награжден автор оперы — Владимир Кобекин, а «режиссерскую» «Маску» получил за «Гамлета» Александр Титель.
«Мужскую» «Маску» оперного солиста получил Андрей Попов за партии в спектакле «Гоголиада» Мариинского театра. «Гоголиада» награждена и спецпризом музыкального жюри: из трех одноактных опер по Гоголю две («Тяжба» Светланы Нестеровой и «Шпонька и его тетушка» Анастасии Беспатовой) написаны молодыми композиторами специально для этого проекта; почти все участники «гоголевского» спектакля очень молоды, так что Мариинский театр награжден на сей раз за работу с новым поколением.


Лучший «Эксперимент» — спектакль «Лаборатории Дмитрия Крымова» «Опус №7», действительно замечательная притча о Шостаковиче с чудовищной куклой властной матери Софьи Власьевны, отличной игрой Анны Синякиной и воздушным боем роялей, обитых оплавленным авиационным алюминием, - под гром Седьмой симфонии. Маску «Художник в драме» получили сценографы это¬го спектакля - недавние выпускницы РАТИ Вера Мартынова и Мария Трегубова.


«Лучший режиссер драмы» — Юрий Погребничко (и давно пора!). «Лучший спектакль малой формы» - камерная «Река Потудань» Сергея Женовача. Лучшая женская роль минувшего сезона - Молли Блум Полины Кутеповой в «Улиссе» Евгения Каменьковича («Мастерская Петра Фоменко»).


Лучшая мужская роль - десять разноликих «чудиков», сыгранных Евгением Мироновым в спектакле Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина» (Театр Наций). «Лучший спек¬такль большой формы» — те же «Рассказы Шукшина» (вручалась «Маска» под одобри¬тельные вопли зала).
Спецпризом «драматического жюри» на¬гражден достойнейший театр Сергея Федотова «У моста» (Пермь). Второй спецприз — у спек¬такля Михаила Угарова и Марата Гацалова (Teaтр.doc, Центр Рощина и Казанцева) «Жизнь удалась» по пьесе Павла Пряжко. Приз критики отдан нежному и совершенно не театральному по сути действу режиссера Дидье Руиса (Франция) «Я думаю о Вас», в котором десять седых людей рассказывают залу о своей жизни.


Из двенадцати драматических «Масок-2010» одна уедет в Пермь, одна в Париж. Десять - останутся в Москве. Такой статистики еще не было. И главное: отсмотр огромной фестиваль¬ной программы показал, что ничего лучшего по всей Руси в сезоне 2009/2010 действительно не появилось. Или не было выявлено.

...Это случайность сезона? Москва у нас - передовой отряд? Или, наоборот, - последний оплот?

Ответ на эти риторические вопросы, как всегда, даст будущее.



оригинальный адрес статьи