Театральная компания ЗМ

Пресса

19 апреля 2010

"Маска" блеснула золотом

Сергей Ходнев и Татьяна Кузнецова | КоммерсантЪ

Решение не "прослаивать" вскрытие конвертов концертными номерами оказалось мудрым. Не откажись организаторы от дивертисментов, гостям пришлось бы томиться до полуночи. Ведь год от года у "Золотой маски" растет количество номинаций, а в этом году в некоторых из них и лауреатов стало больше. Так, "за поддержку театрального искусства" было вручено целых три премии — фонду Михаила Прохорова, уральскому бизнесмену Анатолию Павлову и управделами президента Владимиру Кожину. "За честь и достоинство" чествовали тоже троих — недавно отметившего 95-летие Владимира Зельдина, всеми любимую Веру Васильеву и солиста Новосибирского театра музкомедии Ивана Ромашко.



Кстати, премия за лучшую режиссуру Юрию Погребничко вполне может быть сочтена четвертой премией "за честь и достоинство". Из 14 номинатов-режиссеров жюри выбрало самого старшего, уважаемого мастера, несуетно и сосредоточенно работающего в крошечном московском театре "Около". Прочие именитые претенденты отпали, видимо, по разным причинам. Валерию Фокину давали год назад, Римасу Туминасу, видимо, дадут через год, а если бы дали Алвису Херманису, как думали многие, получился бы слишком сильный перевес в сторону "Рассказов Шукшина". Спектакль Театра наций и так стал абсолютным триумфатором конкурса в драматическом театре — победа в главной номинации "лучший спектакль большой формы" была подкреплена "Масками" Евгению Миронову — за лучшую мужскую роль и Виктории Севрюковой — за лучшую работу художника по костюмам.



На втором месте в драме по количеству "Масок" — Студия театрального искусства Сергея Женовача: скромная "Река Потудань" глянулась членам жюри больше, чем все прочие претенденты на "малую форму", добавили и премию за "лучшую работу художника по свету". Спектакль Дмитрия Крымова "Опус номер 7" тоже получил две премии: как и предсказывал "Ъ" (см. номер от 15 апреля), он победил в номинации "Эксперимент", лауреат в которой определяется совместным голосованием музыкального и драматического жюри. Кроме того, "Опусу" отдали и приз за лучшую сценографию — по этой составляющей он проходил как драматический спектакль. Премия, таким образом, посылает внятный сигнал театральным художникам — надо быть смелее, чаще идти на нестандартные решения сценического пространства. Призыв "Золотой маски" очень актуален: со сценографией в стране положение еще хуже, чем с режиссурой.

Из номинации "Эксперимент" выбрали своего лауреата и аккредитованные на фестивале журналисты: их спецприз получил документальный спектакль "Я думаю о вас", совместное детище фестиваля NET и Французского культурного центра. А два спецприза жюри выполнили конкретные задачи. В лице "Калеки с острова Инишман" театра "У моста" из Перми поощрили провинцию, в лице спектакля "Театра.doc" и Центра драматургии и режиссуры "Жизнь удалась" — всех апологетов "новой драмы", усилиями которых современные тексты звучали на нынешнем фестивале громче, чем на любом из предыдущих.

Музыкальное жюри "Маски", в результатах деятельности которого иной раз читается боязливое желание угодить всем или по крайней мере никого не обидеть, в этот раз обошлось с оперой и мюзиклом радикально. Итоги номинации "Оперетта/мюзикл" почти единообразны — четыре премии достались поставленным на сцене театра Et cetera "Продюсерам" (лучший спектакль, лучшая режиссура — Дмитрий Белов, лучшее исполнение мужской и женской ролей — Наталья Благих и Егор Дружинин). По-настоящему соперничали с "Продюсерами", как и ожидалось, "Шербургские зонтики" питерского театра "Карамболь": этот мюзикл наградили остальными двумя "Масками" — дирижерская работа Всеволода Полонского и хитроумные сценографические затеи Зиновия Марголина. Причем последний получил свои лавры за "лучшую работу художника в музыкальном театре", то есть в номинации более глобальной, чем награды в оперетте-мюзикле.




оригинальный адрес статьи