Маска Плюс 2019

Офф-программа «Золотой Маски» называется «Маска Плюс», в нее входит все, что по разным причинам не поместилось в официальную конкурсную программу. Задача «Маски Плюс» – заполнить в сводной афише фестиваля пустующие регистры; не в качестве противовеса конкурсу, а в качестве его обогащения, разметки новых пространств театра. Таким образом «Маска Плюс» 2019 года собрала предельно друг на друга не похожие работы: визуально изощренные спектакли соседствуют в афише с крайне аскетичными, большой стиль академического театра – с проделками андеграунда, а древнегреческая трагедия уживается с новейшей российской литературой. Между ними – две совершенно разные инсценизации романа Булгакова «Собачье сердце», и каждая по-своему радикальна. Корпус современных текстов по-настоящему объемен, при том, что речь не всегда идет о пьесах. В программе, безусловно, есть имена и названия из шорт-листов самых известных драматургических конкурсов. Среди них: «Свидетельские показания» Дмитрия Данилова, «Пилорама плюс» Натальи Мелантьевой, «С училища» Андрея Иванова, «Время роста деревьев» Михаила Дурненкова. Плюсом к стандартным театральным жанрам стали инсценировка шведской подростковой прозы «Цацики идет в школу» Мони Нильсон-Брэнстрем и художественный эко-лекторий «Лицо Земли» Аси Волошиной. Очевидный лидер последних лет – документ – также нашел свое место в афише. В свойственной документальному искусству внецензурной манере спектакли «Деликатес. Удмуртская история преступления» и «Abuse Opera» прикасаются к теме насилия на разных территориях нашей жизни. А вот авторские вариации хорошо знакомых текстов встраивают в сюжеты не только обостренные проблемы современников, но и язык актуальности – от рэп-баттлов до интерактивных квестов. Таковы «Sociopath/Гамлет» и «Завтрак для чемпионов».
Программа 2019 года позволяет говорить о присутствии разных режиссерских поколений, без радикального разделения на «отцов и детей», что совсем недавно было данностью отечественного театрального процесса. Имена режиссеров среднего поколения Константина Богомолова и Андрея Прикотенко, признанных и утвердившихся на афишах многих российских театров, соседствуют с ярко прозвучавшими 30-летними Евгенией Сафоновой, Семеном Александровским, Лизой Бондарь, Олегом Ереминым. А вот Николай Русский, Юлия Каландаришвили, Алексей Ершов и Максим Карнаухов – новая режиссерская волна, которая самоидентифицируется буквально сейчас, на наших глазах создает собственные художественные миры.
Содержательная и формальная пестрота и всеохватность нынешней «Маски Плюс» связана не только с большим количеством спектаклей и различием режиссерских взглядов, но и со значительным присутствием независимых театральных площадок, не обремененных ориентацией на государственное задание и иные ограничители. «Угол», «Организмы», «Театр. На вынос», «Les Partisans», «Скороход», «Театр на крыше» появились всего несколько лет назад, но уже предъявляют альтернативный взгляд на существование российского театра. Это творческие группы, которым не нужны большие бюджеты и стационарные площадки. Они адаптируют природное и урбанистическое пространство (лес, универмаг, лофт) к замыслу спектакля, живут по принципу контекстного искусства. И их программная свобода напрямую конвертируется в арт-практики с их коммуникативной природой. Во многом благодаря им, но не только, спектакли программы «Маска Плюс» – 2019 поднимают запретные темы и нарушают наши личные границы, изгоняют зрителя из удобных кресел и используют табуированную лексику, вгоняют в оцепенение валом звериных шкур и заставляют нас плакать по исчезнувшим видам китов. В каждом спектакле отношения зритель-артист-материал-пространство – проблемны. Можно сказать, что это театр для зрителей, готовых ко всему.

Оксана Ефременко, Алексей Киселев, Юлия Клейман


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР


ОФИЦИАЛЬНЫЙ СПОНСОР


ПАРТНЕРЫ


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МЕДИА ПАРТНЕР


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ