В 2019 году Российской Национальной театральной Премии и Фестивалю «Золотая Маска» исполняется 25 лет. Будучи российским фестивалем и премией, «Золотая Маска», прежде всего, сосредоточена на особенностях и состоянии отечественного театра. Очевидно, что российский театр не существует в отрыве от творческих вопросов и идей, которыми задаются художники всех стран. Мы постоянно убеждаемся, что влияния, пересечения, заимствования, появление нового, оригинального, невиданного ранее делают театральную жизнь сложной, непредсказуемой и увлекательной. Мировой контекст не только питает и обогащает театр в нашей стране, но и испытывает влияние русского театра.

«Золотая Маска» в течение всей своей истории ведет активную международную деятельность. Программа «Russian Case», адресованная иностранным театральным деятелям, ежегодно приезжающим в Москву весной, фестивали в странах Балтии, в Польше и Израиле, совместные проекты с зарубежными партнерами, программы «Легендарные спектакли и имена» и «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли», в рамках которых в Москве были показы спектакли Хайнера Мюллера, Кристиана Люпы, Уильяма Форсайта, Сильви Гиллем, Иржи Килиана, Хайнера Геббельса. Все эти проекты включили «Золотую Маску» и многие театры страны в общемировой культурный процесс.

В Год театра при поддержке Генерального партнера проекта Фонда Михаила Прохорова и Генерального партнера Фестиваля Сбербанка будут показаны зарубежные спектакли, постановки, которые предлагают нам новое понимание театрального языка и театральной действительности и о которых, пожалуй, больше всего говорили знатоки ситуации в европейском театре. Программа зарубежных спектаклей была составлена в сотрудничестве с театральными критиками и экспертами Мариной Давыдовой и Антоном Флеровым. Это премьеры знаменитейших авторов и театров – «Знакомые чувства, смешанные лица» в постановке Кристофа Марталера (Театр «Фольксбюне», Германия), «Три сестры» в постановке Саймона Стоуна (Театр Базеля, Швейцария), дилогия «Love Cycle» («OCD Love» и «Love Chapter 2») в постановке Шарон Эаль и Гая Бехара (Танцевальная компания L-E-V, Израиль). Также в программе – спектакль «Автобиография» в постановке Уэйна МакГрегора (Танцевальная компания Уэйна МакГрегора, Великобритания), показ которого осуществляется совместно с Международным фестивалем современного танца «Dance Inversion».

Генеральные партнеры проекта: Фонд Михаила Прохорова и Сбербанк
При поддержке Правительства Москвы

Программа зарубежных спектаклей была составлена в сотрудничестве с театральными критиками и экспертами Мариной Давыдовой и Антоном Флеровым.

АФИША

18, 19 апреля, 19:00
на сцене Театриума на Серпуховке

Театр «Фольксбюне», Берлин, Германия

ЗНАКОМЫЕ ЧУВСТВА, СМЕШАННЫЕ ЛИЦА

Постановка: Кристоф Марталер

В 2017 году закончилась одна из самых плодотворных и оригинальных глав в истории современного театра: после 25 лет руководства Франк Касторф покинул легендарный берлинский театр «Фольксбюне», а весь репертуар театра попросту перестал существовать. Кроме спектаклей самого Касторфа тут шли спектакли другого выдающегося режиссера Кристофа Марталера. И среди них «Смешанные лица, знакомые чувства», один из шедевров мастера. С потерей шедевра сложно смириться. Тем больше была радость, когда выяснилось, что Марталер и артисты сумели восстановить его для гастрольных показов.
Все фирменные приемы Марталера, его меланхолическая ирония, его фирменные гэги, безупречная музыкальная партитура, эксцентричные танцы, абсурдистские тексты, заставляющие одновременно грустить и хвататься за живот от смеха – тут, как всегда, налицо.
Действие спектакля происходит в музее, из которого вынесли все экспонаты. Идет смена экспозиции. Вместо работ старых мастеров в большой зал вывозят живые экспонаты – вечных героев ироничного швейцарца: смешных, растерянных, нелепых европейских обывателей. Их привозят на тележке в больших деревянных футлярах и в коробках, обмотанных пластиком или накрытых покрывалом и завязанных веревками. Невозмутимый музейный работник разматывает километры полиэтилена, а ты ждешь, кто же появится перед тобой на сей раз. Это может быть пианист, доставленный в музей вместе с роялем. И освободившись от защитного ящика он, конечно же, превратится в тапера всего действа. А может пожилая леди, немедленно начинающая рассказывать публике о невзгодах личной жизни. Один скетч громоздится на другой. И в какой-то момент ты ясно понимаешь, что Марталер намеренно рифмует этот опус со
своей легендарной постановкой начала 1990-х «Убей европейца». На сцене есть и участники того старого спектакля, и некоторые узнаваемые мизансцены из него, и музыкальные фрагменты – как и тогда, режиссер свободно монтирует Малера с народными песнями, а Шуберта – с популярными мелодиями. И за прошедшие 20 лет мало что изменилось. Мы все так же жалеем героев Марталера, этих вечных странников, терпеливо ждущих на земле своего часа и улетающих из нашей нелепой жизни прямо в небытие.

Марина Давыдова



1, 2 мая, 19:00
На сцене Театра им. А.С. Пушкина

Театр Базеля, Швейцария

ТРИ СЕСТРЫ
по А.П. Чехову

Постановка: Саймон Стоун

Саймон Стоун, новая звезда европейской режиссуры, родом из Австралии, но ставит он в лучших театрах Великобритании, Германии, Франции и Швейцарии. Его «Три сестры», выпущенные в Базеле открывали в 2017 году главный фестиваль всего немецкоязычного региона Theatertreffen. Самое восхитительное в этом спектакле… работа драматурга. Не Чехова, разумеется. Это уже давнее и очень популярное направление в современном театре – брать хрестоматийную пьесу и пытаться разглядеть в ней сегодняшние темы и смыслы. Саймон Стоун вывел это направление на новую высоту. Пьеса Чехова переписана у него от первого и до последнего слова. И это актуализация самого высшего разбора. Тут точно и литературно безупречно транспонировано в современность все – и семейные ссоры и мечты героев о будущем. «А кем был бы сегодня Вершинин?», «А чем занималась бы Ольга?», – по ходу спектакля ты начинаешь невольно задавать себе эти вопросы и почти сразу получаешь на них очень точные ответы.
Действие происходит в сегодняшней Германии, и все герои у Стоуна немцы. Среди них есть только один русский, несложно догадаться, кто – конечно же, Тузенбах. Стоун как бы сочиняет текст поверх текст Чехова. И это текст конгениален тексту великого драматурга. Разумеется, его спектакль можно при желании воспринимать не как рефлексию по поводу «Трех сестер», а как постановку недавно написанного оригинального текста. Но при этом очень важные коннотации и смыслы из него безнадежно испарятся. Тут принципиально важно, что чеховская пьеса выступает для Стоуна и его артистов в роли канонизированного мифа, известного всему залу и что ее сюжетные коллизии проецируются на экран современности.
Такая категория, как «современность» трудноуловима. Иной раз смотришь неистовый авангардный опус и он кажется устаревшим. А тут – никаких специальных авангардных сверхусилий, но каждое слово, каждый герой чеховской драматургии оказываются пронизаны у Стоуна свойствами сегодняшнего времени.

Марина Давыдова



11, 12 октября, 20:00
на сцене Театра Наций

Танцевальная компания L-E-V, Израиль
Sharon Eyal / Gai Behar

LOVE CYCLE:
OCD Love
Love Chapter 2

Постановка: Шарон Эйяль, Гай Бехар

Показанный в 2014 году на «Золотой Маске» спектакль хореографа Шарон Эйяль и компании L-E-V Dance Company «House» стал абсолютным хитом международной программы Фестиваля и получил восхищенные отзывы критики и зрителей.
В 2014 году Шарон Эйяль, бывшая танцовщица знаменитой Batsheva Dance Company и муза Охада Нахарина, считалась начинающим хореографом. Сегодня она ставит в самых известных танцевальных и балетных компаниях (NDT, Шведский королевский балет, Carte Blanche Dance, Hubbard Street Dance Chicago,Goteborgs Operans Danskompani) и становится хедлайнером главных театральных и танцевальных фестивалей. В 2013 году Шарон Эйяль и мультимедиа дизайнер Гай Бехар создали L-E-V Dance Company, в которой появляются их самые смелые, сложные, эмоциональные и невыразимо прекрасные спектакли.
Love Cycle состоит из двух спектаклей, поставленных в разное время и с разными задачами, но показанный последовательно он представляет не только очень индивидуальную эстетику и уникальный способ существования на сцене, но и объект бескомпромиссного современного искусства. Поводом для создания сверхдинамичного OCD Love стали тексты слэм поэта Neil Hilborn о восхищении и раздражении женщины в отношении своего партнера, подверженного обсессивно-компульсивному расстройству (OCD). Танец Шарон Эйяль построен вокруг фигуры женщины, ее симпатий и зависимостей от окружающих мужчин. Love Chapter 2 (последняя работа L-E-V Dance Company, 2017 год) поставлен с того момента, когда заканчивается любовь и начинаются одиночество и страх. Задействуя мощную физику и захватывающий образный ряд, спектакль исследует связь между людьми и то, что остается после разрыва.
Пульсирующее техно Ори Личика разгоняет ритм спектаклей до сверхскоростей. А смелость, бескомпромиссность и открытость Love Cycle создают взрывной контраст со бестревожным ритмом танцевального мейнстрима.

Антон Флеров



2, 3 ноября
на Новой сцене Большого театра

Танцевальная компания Уэйна МакГрегора, Великобритания

АВТОБИОГРАФИЯ

Постановка: Уэйн МакГрегор

Представьте, что 23 пикселя с вашего монитора максимально увеличили. Каждый солист, пара или тройка – такие пиксели, сходные по генеральным характеристикам, разные по цвету и виду. Слов для описания их отличий у хореографа очень много, как в бесконечности комбинаций генома, и их главное после бесконечности свойство – текучесть. Он умеет распластать идеально гуттаперчевое тело и собрать в вязь все что угодно: партерные пируэты со скошенной вбок головой (вот как это технически возможно?), мгновенные стойки на руках и на лопатках, умывание льющимся с небес светом и привет карго-культу со вскинутыми «самолетиком» руками. Каждый танцовщик находит в пространстве много острых углов, ловит потоки энергии и выливает их в дрожь движений и даже в дистиллят академических форм – шене, обводки и арабески с ломаной стопой. Гендерные различия только внешние – в труппе женственные девушки с пони-хвостом и розовым бобом, но силовые поддержки делают все без различий. Техника при таком подходе нужна совершенная, и у Макгрегора не труппа – сокровище. Они бескостные, с вольно плавающим по телу центром тяжести, не знающие усталости – и все же не киборги.

Газета «Коммерсант»

Совместно с Международным фестивалем современного танца «Dance Inversion»




18 апреля 2019
19 апреля 2019
1 мая 2019
2 мая 2019
11 октября 2019
12 октября 2019
Хитовая зарубежная программа «Золотой Маски»
25 февраля 2019 | Антон Хитров | Интернет-издание «Москва 24»


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ


Показ спектакля «Автобиография» осуществляется Фестивалем «Золотая Маска» совместно с
Международным фестивалем современного танца «Dance Inversion»


Зарубежные спектакли в программе Фестиваля «Золотая Маска»