Маска Плюс 2017
Внеконкурсная программа «Золотой Маски» 2017 года «Маска Плюс» включает спектакли, не вошедшие в основной конкурс, но дошедшие до финала. Как и прежде, цель «Маски Плюс» – расширение географии фестиваля, приглашение театров, которые не участвовали в нем. Особое внимание уделено театральной жизни малых городов России и творчеству молодых режиссеров.
В этом году у «Маски Плюс» нет единой главной темы, объединяющей отобранные для внеконкурсной программы постановки. Думается, что это к лучшему: перед нами – довольно широкий спектр тем и проблем, интересующих режиссеров в разных регионах страны. Это дополнительный повод к дискуссии о перспективах развития театральной культуры в регионах, а также о тех проблемах, которые беспокоят современный российский театр за пределами двух столиц.
Тут можно говорить о многих направлениях. О частоте использования киносценариев в театральной режиссуре («Догвилль» и – в каком-то смысле – «Побег из Шоушенка» и «Кроличья нора») – хотите воспринимайте это как проявление кризиса современной пьесы, хотите – как расширение сценической выразительности. «Кинофикация» театральной сцены проявляется не только в этом: скажем, в «Побеге из Шоушенка» использованы образы и стилистические приемы, характерные для старого Голливуда, «Мой мужик на Севере» использует цитаты из любимых фильмов режиссера спектакля как основу для актерских этюдов и сценических аттракционов. Скажем и о появлении отчетливой феминистской темы, раритетной и для российского театра новейшей – «Строптивая», «Мой мужик на севере» и та же «Кроличья нора». Спектакли «Джут» и «Шинель» из Башкортостана и Якутии представляют важную тему этнической культуры. Невозможно не отметить в программе как сочинений молодой режиссуры (многие из режиссеров – впервые в программах «Золотой Маски»), так и работ известных мастеров (Юрий Макаров, Вячеслав Гвоздков, Лев Эренбург). Большинство спектаклей программы вынужденно примыкают к «бедному театру»: их безбюджетность – не столько эстетический выбор, сколько жизненная необходимость, однако она стимулирует режиссерскую фантазию и актерский драйв. И, в конце концов, в этой программе много спектаклей, поставленных по новым пьесам, как переводным, так и российским.
В известном смысле эта мини-программа представляет собой условный, но поучительный свод разных художественных стратегий: большая форма («Побег из Шоушенка») и спектакль в фойе («Малые деньги»), остроактуальное прочтение классической пьесы («Строптивая») и современный извод вечных «проклятых вопросов» («Братья Карамазовы»), подробный разбор («Кроличья нора») и брехтовское очуждение («Догвилль»), публицистический запал («Джут») и сюрреалистический морок («Шинель»), авторский режиссерский взгляд на современную пьесу («Мой мужик на Севере»). Именно разнообразие путей развития современного театра в российских регионах хотелось бы сделать если не темой, то месседжем нынешней «Маски Плюс».
Всегда интересно наблюдать, как самой частой реакцией на спектакли «Маски Плюс» оказываются сожаления: «Почему это не в конкурсе?» Отборщики будут скорее рады такой оценке – она яркое свидетельство того, что основная и внеконкурсная программа строится как система сообщающихся сосудов, взаимообменивающихся структур.
Андрей Пронин
Павел Руднев
Вера Сенькина